Российская Газета публикует текст Игоря Ашманова под заголовком «Фильтруй контент: Почему безумная свобода постсоветского пространства не рождает великих творцов?»
Long story short: в тексте на ~3000 слов Игорь Станиславович не дает ответа на поставленный в заголовке вопрос. Он сразу констатирует, что «царская и советская цензура не мешала творить великим, а безумная свобода постсоветского пространства не помогает появлению великих творцов». И на этом обсуждение влияния цензуры на творчество заканчивается.
В остальном, по-видимому программный текст Ашманова (кто удивится, если мы увидим Игоря Станиславовича в Госдуме седьмого созыва?), повествует о том, что такое прослушка, фильтрация и цензура, почему они необходимы и неизбежны в России и во всем мире.
В общем, я лично считаю, что свобода слова как средство обратной связи нашего общества с окружающим миром и государства с народом - очень важная вещь, но и без очистки информационного пространства от всяких ментальных инфекций - нельзя. Пока же мы просто валяемся в ментальной грязи, как свиньи. Как соблюсти точный баланс чистоты и свободы - не очень ясно, но фильтровать - нужно.
Помимо прочего, Ашманов упоминает, что «Яндекс» неизбежно будет отвечать за то, что он находит и за частотные подсказки:
Есть еще отдельная проблема информационных посредников, в первую очередь навигационных сервисов, поисковиков. Помогая найти плохой контент, поисковики зачастую фактически выступают пособниками тех, кто его публикует. Особенно ярко это видно на примере удивительных подсказок, которые поисковики услужливо подсовывают пользователям, наподобие "купить наркотики в Москве" в ответ на ввод начала слова "нар". Сейчас в российском законодательстве эта проблема толком не решена, но рано или поздно в законы о фильтрации введут отдельную категорию навигационных посредников, с которых будет спрос за тот контент, который они показывают в выдаче.
Также Игорь Станиславович предлагает решение проблемы невозможности прослушивать и фильтровать защищенные каналы связи:
В настоящее время "Гугл", "Фейсбук", "Твиттер" и другие практически полностью перешли на шифрованное соединение с браузером пользователя, что не позволяет фильтровать страницы в промежутке, на каналах. Цель - прямое общение с пользователем и препятствование перехвату "в середине". [..] Решением этой технической проблемы может быть или запрет этих сервисов в РФ, или принуждение иностранных игроков договариваться о фильтрации контента (самостоятельной или с помощью передачи ключей шифрования), как это собственно было с "Гуглом" в том же Китае.
В целом, текст пропагандирует необходимость государственной монополии на «дозируемый градус ужаса» и предсказывает скорое появление этой монополии с полным госконтролем информационного пространства. Но, успокаивает Ашманов, на фоне запада «Мы [..] по-прежнему будем оставаться [..] островком свободы, с ужасом наблюдая издалека за закатом свобод Европейской цивилизации».
> Покажите, пожалуйста, на великих китайских и северокорейских творцов, которым цензура помогает взрасти. Писатель Мо Янь — лауреат Нобелевской премии по литературе 2012 года. Художник Ай Вэйвэй — 1-е место в рейтинге за 2011 год «Сто самых влиятельных персон в арт-мире», составляемом журналом ArtReview. Режиссёр Энг Ли — «Оскар» (2000, 2006, 2013) за лучший фильм на иностранном языке («Крадущийся тигр, затаившийся дракон») и две премии за лучшую режиссуру («Горбатая гора» и «Жизнь Пи»). У меня странное подозрение, что современные китайские творцы в тесном сговоре с Компартией Китая. Стоит КПК что-нибудь запретить, на них моментально сваливаются премии и награды.