Поскольку мне очень хочется сэкономить своё и ваше время, буду краток: "Яндекс" покупает проекты, которые позволяют понять, на что посетители этих проектов потратят деньги в ближайшее время.
"Кинопоиск", где пики посещаемости приходятся на субботу и воскресение, однозначно и с высокой степенью вероятности вычленяет потенциальную аудиторию торговых центров с кинотеатрами. Это, впрочем, не так интересно: все россияне по выходным ходят по магазинам. Покупка видео, плата за просмотр - это более интересная тема и Яндекс" очень хочется в неё встроиться
Auto.ru, можно даже не объяснять: это люди, которые собираются покупать автомобиль, обслуживать автомобиль, продавать автомобиль.
С этой точки зрения интересно, что Habrahabr, на выкуп у Mail.ru которого "Яндекс" дал несколько миллионов долларов, выглядит не очень дорогим потенциальным приобретением всё той же тематической аудитории (акции в залоге и перейдут в собственность "Яндекса", если "Текмедиа" не справятся с выплатами по кредиту). Впрочем, аудитория "Хабрахабра" ходит на проект не за покупками, поэтому более низкая цена может быть оправдана.
Интересно, что ещё мог бы купить "Яндекс". У меня есть несколько предположений относительно привлекательных для "Яндекса" проектов:
- Tophotels.ru: человек, разыскивающий информацию по отелям вряд ли собирается сделать что-то кроме как поехать куда-то отдыхать
- Aviasales: аналогично. Маржа на авиабилетах ниже чем на отелях, но тем не менее. Правда, у совладельцев Aviasales могут быть совсем другие планы
- Cian.ru: очень не хватает общероссийского ресурса по недвижимости, поэтому всё упрётся в желание или нежелание "Яндекса" иметь дело с локальным игроком, который сталкивается с проблемами при развитии вне Москвы. Как мы видим на примере Я.Такси, это не всегда пугает "Яндекс"
- Banki.ru: сейчас владение ресурсом сосредоточено в одних руках. Минус этой идеи: прибыли банков и их затраты на маркетинг это лишь доля от рынков недвижимости и автомобилей, поэтому заработать на них можно лишь часть того, что можно заработать на авто- и недвижимости.
- Babyblog: беременность это куча "запрограммированных" покупок на несколько лет вперёд. Спрос на сведения о людях, которые родили или собираются родить, на рекламном рынке огромен. Babyblog.ru уже умеет эти сведения продавать.
- Avito.ru. Только надо будет порядок навести, чтобы не смешивать покупателей недвижимости и электродрелей.
(стоит понимать, что это не закрытый список, а лишь демонстрация того, как могут мыслить менеджеры "Яндекса" в процессе подбора проектов для поглощения. Желателен как можно более короткий разрыв между посещением сайта и принятием решения о покупке или заказе услуги, сайт должен быть как можно менее новостным. Энциклопедия - неплохой вариант, набор объявлений - отличный)
Можно сказать, что интерес к RTB и data exchange, привитый "Яндексу" Львом Глейзером не прошёл бесследно: "Яндекс" готов платить не только за то чтобы самому получать данные о пользователях, но и за то, чтобы эти данные не уходили его конкурентам.
Действительно у ЦИАНА наметилась и пошла аудитория тех, кто ищет покупку. Но, во-первых мы рассуждаем с точки зрения интереса к нему со стороны Яндекса. Он интересен Я ровно как городская доска объявлений, которая отдает данные агрегатор и (ПОКА) является источником контента. Как инструмент сбора big data ЦИАН нулевой. Своей технологии не имеет. Следовательно как инструмент и технология он Яндексу неинтересен. Как агрегатор аудитори тоже — не федеральный проект. Только что приехал с конгресса РГР, где я и Вячеслав Никонов (менеджер проекта Яндекс.Недвижимость) вели секцию. В зале провели опрос: «что в Вашем регионе является лучшей площадкой» — ответ Авито. Даже DMIR, который как известно можно было срастить одной платформой с ЦИАН, который делал попытки стать региональным проектом, в регионах неизвестен. Поэтому недвижимость пока представлена разрозненными решениями и единого проекта для Яндекса нет. Яндекс сам достаточно нарастил скиллов в теме агрегации Данных. Источником большей части данных являются: агентства и частные агенты, минимальный объем от частных лиц. У него нет сейчас на примете одного игрока, которого можно купить. Если интересно мое мнение, то ЦИАНУ как и многих не хватает самого главного, что как раз есть у того же immobilienscout24.de платформы для PROаудитории. Все проекты очень примитивные. Такое решение Яндекс сделает и сам. Автотема много проще и понятнее. AUTO хороший проект и очевидный. В недвижимости таких очевидных проектов просто нет.