Hi-Tech.Mail.ru пожаловался в ФАС России на спам, который приходит сотруднику компании в WhatsApp. ФАС постановил, что рекламные рассылки в WhatsApp не нарушают российское законодательство и россияне должны использовать американский мессенджер "на свой страх и риск":
Сервис предназначен для и направлен на пользователей США. В других регионах (в том числе в России) работа регулируется законодательством штата Калифорния. Россияне должны использовать WhatsApp "просто для удовольствия" и "на свой страх и риск". Вся ответственность за возможные риски лежит на самих пользователях. Тем временем юристы указывают на неправомерность действий антимонопольной службы.
Двумя месяцами ранее тот же ФАС рассказал тому же Hi-Tech.Mail.ru, что спам в мессенджерах, с точки зрения закона, ничем не отличается от SMS-спама:
Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона “О рекламе” запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе
Руководитель московского правозащитного центра, юрист Михаил Салкин, рассказал изданию, что, по его мнению, ФАС игнорирует проблему, что противоречит нынешнему законодательству. Салкин также порекомендовал подать на ФАС в суд.
Подобный ответ ФАС на жалобу демонстрирует нежелание административной системы подстраиваться к новым инструментам в электронной связи. [...] Эти действия ФАС РФ можно обжаловать в Прокуратуре Российской Федерации и в судебном порядке. Желающий избавиться от спама может направить в прокуратуру письмо о незаконном бездействии, нарушающем права гражданина. Что до обращения в суд, то это стоит денег и усилий, но даст более эффективный результат, так как ФАС РФ будет доказывать в суде, что она не обязана реагировать на рекламу в электронных мессенджерах.
Предложение ФАС РФ не пользоваться программой, если не нравится спам в приложении это, безусловно, некорректно сформулированная позиция государственного органа, призванного защищать от недобросовестной конкуренции.
Обращу внимание на несправедливость. Если бы сейчас некий пользователь WhatsApp начал бесконтрольно рассылать по случайным номерам материалы содержащие детскую порнографию, то, безусловно, российские правоохранители не оспаривали бы юрисдикцию Российской Федерации в данном приложении и заблокировали распространение такой информации. Спам от детской порнографии отличается лишь содержимым сообщения и, соответственно, возникает закономерный вопрос: почему в одном случае российские законы действуют, а в другом нет?
На всякий случай — фразы «на свой страх и риск» и «просто для удовольствия» — это перевод текста с «www.whatsapp.com/legal» а не издевка от ФАС, но авторы с хайтекмэйлру предпочли трактовать это как совет от ФАС.
Интересно возмущение Михаила Салкина по поводу того, что на детскую порнографию и рекламу ювелирки реакция у регуляторов разная.
И его юристом при том называют. Наверное бешеного разряда юрист.