Под заголовком "как Лев Хасис строит партнерства" Forbes рассказал о том, как "Сберу" раз за разом не удаются в российском е-commerce партнерства с крупными игроками рынка. Ozon "Сбер" оценил в полтора раза ниже, чем оценивал себя сам "Ozon", и к тому же потребовал ребрендинга. Развод с Яндексом оказался выгодным, потому что "Сберу" достались "Деньги" и деньги за совместное предприятие. С Alibaba не определилилсь, кто главнее. Rambler купили только ради Okko. С Mail.ru Group тоже назревает расставание. Пятое крупное партнёрство сейчас формируется с «М.Видео-Эльдорадо» вокруг площадки goods.ru.
За месяц до IPO Ozon в компании произошли переговоры её главы Александра Шульгина и зампреда "Сбера" Льва Хасиса. По итогам переговоров Ozon оказался должен "Сберу" миллиард за разрыв некоего соглашения, удалил с сайта логин по Сбер ID и перестал использовать эквайринг Сбербанка, рассказали источники "Форбса". Они же говорят, что стороны не сошлись в цене -- Ozon считал, что он стоит $2,1 млрд, а "Сбер" оценивал компанию в $1,4 млрд. В результате IPO Ozon удалось привлечь $1,2 млрд.
После этого провала — уже третьего подряд — тема развития e-commerce стала важной для Хасиса еще и лично, говорит второй знакомый Хасиса. «Это еще потребность ответить «всем этим козлам». Есть такой аспект в принятии некоторых решений — насолить «бывшим», — говорит он.
С Alibaba переговоры о партнёрстве начались в 2016 году по инициативе китайской компании. «С Alibaba обсуждалась похожая конфигурация партнерства, как позже с «Яндексом», «Алиэкспресс» мог бы пользоваться любыми финансовыми сервисами, а не только «Сбера», если они предоставляли более выгодное предложение», — рассказал Forbes бывший глава «Алиэкспресса» в России Марк Завадский.
Но в итоге переговоры с Alibaba зашли в тупик, поскольку стороны по-разному понимали суть партнерства. «Сбер» хотел на основе СП создать компанию, которая торговала бы за пределами России. У Alibaba была ровно противоположная цель — локализоваться в России. «На этом у них все и остановилось», — говорит источник, знакомый с переговорами Alibaba и «Сбера».
После этого в 2017 году Герман Греф решил обогнать Alibaba на российском рынке в сотрудничестве с Яндексом. "Буквально за месяц-полтора компании договорились по всем позициям", вспоминает Forbes. В июле 2019 года Лев Хасис назвал слухи о "разводе" с Яндексом "абсолютным вымыслом и откровенным искажением фактов" и заявил, что гордится сотрудничеством, официально стороны заявили о его прекращении и разделе активов ещё через год. В результате "развода" у "Сбера" оказались бывшие "Яндекс.Деньги" и 42 млрд рублей за долю в совместном предприятии, развивавшем маркетплейсы "Беру" и Яндекс.Маркет. В это совместное предприятие Сбер вложил 30 млрд, раздел активов позволил показать положительный результат по выручке нефинансовых сервисов по итогам 2020 года. Тигран Худавердян рассказывал, что сотрудничество не задалось из-за конкуренции: Яндекс и Сбер развивали аналогичные сервисы.
«Яндекс» — это, наверное, самая большая боль, самое большое разочарование и обида. И желание его уязвить — мотивация многих сделок, — считает второй знакомый Хасиса. — «Сбер» после развода забрал «Яндекс.Деньги» и остался в плюсе. Но это все семечки и пыль по сравнению с упущенной возможностью построить огромного игрока на рынке».
Три источника Forbes -- человек, близкий к Хасису, человек, "близкий к Яндексу", и некто из "айти-компании" -- предрекают "Сберу" расставание и с Mail.ru Group.
Между тем развод сторон все еще стоит в повестке дня, сообщили Forbes три источника (знакомый Хасиса, источник, близкий к «Яндексу», и сотрудник одной из IT-компаний). Один из вариантов раздела активов: «Сберу» достанется «Ситимобил», a Mail.ru — компании, связанные с едой и доставкой. Знакомый Хасиса утверждает, что причины, которые угрожают этому партнерству, схожи с теми, что привели к разводу с «Яндексом»: нет ясности, кому принадлежат клиенты СП и как правильно развивать компанию.
Внутри СП стороны не могут договориться о совместных тратах: «Есть какое-то количество вопросов к партнерству, пока непонятно, насколько они неразрешимые. Mail.ru — договороспособная компания, а «Сбер» не умеет играть в равные позиции».
Источники Forbes рассказали, что Хасис сейчас в "Сбере" такой же важный и влиятельный человек, как Герман Греф, потому что экосистема с e-commerce в основе -- такое же важное направление, как финансовые сервисы. Один из спикеров издания так описывает топ-менеджера: "Его жесткое поведение на переговорах — особенности характера, помноженные на масштаб «Сбера». Он не умеет играть в партнерские отношения. Но Греф очень ценит его и считает, что он самый лучший в мире управленец". "Хасис — авторитарный руководитель и микроменеджер, проблема в том, что в банке никто с ним не спорит", добавил Forbes "источник, близкий к Rambler".
Пресс-служба "Сбера" заявила Forbes, что "Лев Хасис не микроменеджер, он создает условия для того, чтобы люди раскрылись и были полностью самостоятельны. Его стиль — управление через ответственность и свободу".
В январе "Сбер" выкупил 85% в маркетплейсе goods.ru и подписал с «М.Видео-Эльдорадо» соглашение о намерениях по его развитию. В конце декабря "Сбер" заявил о стратегическом партнёрстве с крупным оффлайн-ритейлером Merlion, чьи совладельцы за несколько месяцев до этого были арестованы по обвинению в покушении на убийство.
Добавить 6 комментариев
Торговля самая конкурентная отрасль в нашей стране, так как порог входа копеечный, эти чинуши всерьез считают, что у них там что-то выгорит?
Проиграет Греф с этим «авторитарным микроменеджером» в итоге.
> Развод с Яндексом оказался выгодным, потому что «Сберу» достались «Деньги»…
Пфф… В чем выгода- то…?
Г*вно СБ варварски отжал «Я.Деньги», варварски переименовал, и как и ожидалось, теперь теряет базу пользователей (накопившуюся годами, когда это еще принадлежало Яндекс).
Смотрим гневные отзывы старых пользователей, в т. ч. большое количество людей вынуждены прекратить пользоваться этим недоразумением (юмаани).
Чего стоит провальная миграция (многие столкнулись с проблемами) впопыхах…
Как достались, так и закроют это в итоге…. Пользователей останется совсем мало… Основная масса разбежится полностью окончательно (вероятно, это уже произошло…), останутся клиенты СБ (овощная масса наивных клиентов-овощей СБ, и все, кто наивно тусит в г*вно экосистеме СБ).
Сбер сделал популярное приложение. Факт. WhatsApp, Instagram опережают «Онлайн» по скачиваниям на iOS/Android. Любые приложения Мейла, Яндекса — по скачиваниям отстают. Постфактум пошли Последствия.
Популярность «Сбер Онлайна» сдавила сберовцам мочевой пузырь: «мы главная интернет-компания страны», «экосистема», «самый аджайлистый аджайл». И изредка: «Программисты не нужны, нужен Маск. Маск — умный, всего добился, он инженер», «Проведём митап, а кодеры нам сфасилитируют». Вот это вот всё.
А они не интернет-компания. Не экосистема, просто банк-гигант.
Когда по Бетонке движется грузовик с огромной трубищей или бетонной штуковиной — грузовичище охраняют машинки сопровождения. Чтобы трубища случайно не шандарахнула грузовички поменьше или легковушку. Водила в грузовичище сидит, конечно, важный… На переговоры не идёт, на всех поглядывает, как немец…
Сбер пора брать на поруки и окружить машинами с мигалочками. Разнесёт же всю округу. И не заметит, не пожалеет. Так и для Хасисов будет, наверное, лучше. Меньше провалов в бумажке с блистательным CV.
«Ден
Чего стоит провальная миграция (многие столкнулись с проблемами) впопыхах… »
. . .
«останутся клиенты СБ (овощная масса наивных клиентов-овощей СБ, и все, кто наивно тусит в г*вно экосистеме СБ).».
Т. е. те, кто жмут на все кнопки подряд, хотя после продажи сервиса еще и трёх лет не прошло, не овощи)))? Вот и выросло поколение, которое на программные вопросы жмакает «да, да, перенести, далее, далее». Ещё может назад купят, что сто раз бегать. Пока всё в шрёдингер.деньгах работает, нечего там трогать.
Читаем гневные отзывы пострадавших старых пользователей Я.Деньги (теперь никому не нужное г*вно-юмани).
СБ умудрились облажаться даже на ровном месте, что очень свойственно СБ и всему тому, к чему прикасается СБ, это их фишка.
Как можно было провалить миграцию на юмани непонятно…
Если кто не в курсе, то эти юмани заставили старых пользователей Яндекс сначала удалить «Я.Деньги», потом установить г*вно-юмани и
+ ко всему этому еще много сложившихся проблем с невозможностью авторизоваться «старым пользователям Яндекс» и т д. и т. п…
И всё это за какой-то феноменально короткий период, когда е****й корона-год 2020, когда людям и так не до этого, да еще этот г*вно юмани со всеми этими никому не нужными миграциями.
Это еще одно подтверждение того, как СБ бездумно транжирит «халявные деньги» и еще умудряется кичится какими-то там псевдо достижениями (на волне монополизма) и лишь портит всё вокруг.
То, с какой скоростью и в попыхах СБ варварски отжал Я.деньги, просто поражает. Просто наплевали на старых пользователей Яндекс.
Потому что СБ плевать хотели на «многолетнюю историю Яндекс».
Варварски выкупить «на халявные деньги» готовый продукт/решение (с многолетней историей) — это может каждый.
«как Лев Хасис строит партнерства»
судя по написанному — максимально херово.