Сегмент личных финансов, в отличие от мобильного банкинга и тем более мобильного эквайринга, нельзя назвать молодым. Самый старый российский игрок - "Домашняя бухгалтерия" - работает с 1998 года. И тем не менее, главное ощущение от него - "здесь денег нет". По крайней мере, сейчас.
Василий Мещеряков, CEO Disrapp, разработчика мобильного приложения CoinKeeper, предлагает разбивать рынок личных финасов на подсегменты - банковские сервисы и приложения, десктопные приложения, онлайн-сервисы и мобильные приложения. Roem.ru в своем обзоре не делал принципиального разделения между этими категориями, стремясь посмотреть на нишу в целом.
Рынок "управления личными финансами" (Personal Finance Management, PFM) включает в себя сервисы для учета, анализа и планирования личных или семейных финансов. По данным ФОМ, учет доходов и расходов ведут 30% россиян, а планируют свой бюджет еще большее количество - 54% опрошенных. И хотя горизонт планирования в основном небольшой - от месяца до полугода, кажется, что рынок PFM-сервисов в России должен быть вполне приличным как по объему денег, так и по количеству пользователей.
На практике "в России пока основным игроком на этом рынке остается Excel, так как большинство бюджетов и финансовых планов составляется по старинке в электронной таблице", говорит CEO EasyFinance Михаил Попов.
Среди самых больших игроков в России - EasyFinance, CoinKeeper, Drebedengi, Sanuel Family, "Домашняя бухгалтерия", "Дзен-мани". Из тех, кто согласился раскрыть Roem.ru свои показатели по количеству пользователей, лидирует CoinKeeper - у него 1,2 млн установок мобильных приложений, из них активных в месяц - 121 тысяча. Затем идет "Домашняя бухгалтерия" - у нее 400-500 тысяч регистраций, EasyFinance - 240 тысяч регистраций, и Drebedengi - 200 тысяч, а активных - "на порядок меньше". У "Дзен-мани" - 140 тысяч зарегистрировавшихся и 5100 пользователей, которые были в последний месяц активны и добавили минимум две операции на разные дни.
При этом у лидера по количеству регистраций CoinKeeper выручка в месяц - $20500, после выплаты комиссий App Store и Google Play. При этом, как отмечает CEO CoinKeeper Мещеряков, приложение стабильно занимает первые места в топе-выручки категорий финансы AppStore и Android.
У "Дзен-мани" оборот за февраль составил 50 тысяч рублей при 5000 активных пользователях. Абсолютного лидера на рынке нет, говорит руководитель проекта Антон Федосин, так как решений очень много. "У самых крупных ребят - это все-равно проценты меньше 10". Весь рынок в деньгах он оценивает в десятки миллионов рублей в месяц.
Остальные игроки свои показатели не раскрывают. Основатель и владелец PersonalFinance.ru Александр Широков оценивает, что Sanuel Family в месяц зарабатывает "тысяч двести рублей в месяц, может, немного больше", а "Домашняя бухгалтерия" - "не более двухсот тысяч, скорее даже ближе к сотне, и уменьшается".
Павел Козловский из "Домашней бухгалтерии" описывает объемы продаж так:
Если взять статистику продаж крупнейшего Интернет-супермаркета Софткей, то наша "Домашняя бухгалтерия" занимает около 50% всего рынка программ для ведения учета личных финансов. Что касается статистики продаж для платформы Андроид, то какую долю там занимает "Домашняя бухгалтерия" сказать сложно, но если судить по рейтингу раздела финансов Google в России, то Домашняя бухгалтерия уже третий год (с самого ее появления на рынке) занимает первое место и отрыв от конкурентов существенный.
Тем не менее, по некоторым оценкам, объем сегмента PFM-рынка в России может составить несколько миллиардов долларов, говорит аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. А темпы роста он оценивает в ежегодные 15-20%.
Серьезных денег на этом рынке пока нет, хотя потенциал роста огромен, соглашается владелец PersonalFinance.ru Широков.
Тут возможны два варианта. Первый: появится крупный игрок, который создаст сервис мирового уровня, наладит связи с банками и организует инфраструктуру. Далее ему придется долго и упорно продвигать саму идею необходимости вести учет финансов и перевода большинства расчетов в электронный вид. Вложения на долгие годы вперед.
Второй: все случится само собой. Рано или поздно люди придут к мысли о необходимости контроля и планирования финансов, сами ли, или это начнут объяснять в учебных заведениях, может даже игрок из первого варианта преуспеет в продвижении идеи, но не сможет захватить рынок - не важно. В этом случае рынок ждет взрывообразный рост.
Добавить 5 комментариев
Я ничего-ничего в этом не понимаю, но мне **кажется**, что популярность домашней бухгалтерии в тех же Штатах связана не только и не столько с «протестантской этикой», сколько с а) необходимостью подавать налоговые декларации, б) самостоятельной оплатой пенсии и высшего образования.
Увы, порой интернет-банк содержательней, чем PFM :)
Да, это совершенно дикий рынок, мне как пользователю приходится выбирать между говном и абсолютным говном, ни один представитель сейчас не тянет выше троечки.
То есть или дикий интерфейс для гуру 1С, или хипстерская приблуда без адекватной статистики, зато с красивыми графиками, или полная заточка на мобильник.
тот же, Тиньков выдает расходы по карте даже по категориям и позволяет выгружать в виде CSV
Сложно только если человек пользуется несколькими картами
С другой стороны. Если человек не напивается регулярно до беспамятства, то обычно знает, на что он потратил :)
Просто это скучно, что-то запускать, вбивать. Как вариант можно было бы сделать колл-сервис, когда клиент звонит на базу операторы и говорит, вот утюг/ведро конфет/…. за ХХХ руб., купил, внесите в базу. В конце месяца фирма присылает единый отчет на емайл/…. Если все операторы будут заняты, можно пускать звуковую рекламу.
Все случится само собой. Просто банки встроят этот сервис в свои клиенты.
Без интеграции с банками, выпускающими карты, это все скучно и грустно («запускать, вбивать…»), а банки, скорее всего, информацию не отдадут, самим нужнее.
Сбер активно копает в этот направлении. Пока, конечно, «хипстерская приблуда без адекватной статистики, зато с красивыми графиками» и сбоит через раз, но видно, что работа идет.