Конец мая и начало июня выдались жаркими на обсуждения будущего связи — инвестор Евгений Гордеев объявил о запуске своего проекта «Атлас». По задумке создателя, клиенты виртуального мобильного оператора смогут пользоваться услугами связи бесплатно — для этого им необходимо будет зарабатывать бонусные баллы, покупая товары и услуги партнеров оператора.
Мнение о том, что мобильная связь должна стать бесплатной в среднесрочной перспективе поддержали и руководители некоторых крупных сотовых операторов — среди них президент МТС Андрей Дубовсков (при этом, он затруднился назвать альтернативные способы заработка операторов). Еще год назад подобные прогнозы выдвигал экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский.
Разберемся, почему даже руководители операторов считают, что при определенных условиях связь действительно может быть бесплатной для пользователей, и проанализируем, реально ли этого добиться в действительности.
Почему говорят о возможности появления бесплатной связи
Телеком-рынок в России бурно развивался на протяжении двухтысячных годов, однако в последние несколько лет сотовые операторы и интернет-провайдеры испытывают проблемы.
Возможности органического роста абонентской базы практически исчерпаны — по данным РБК, уровень проникновения SIM-карт в России в 2015 году вырос почти до 190% активного населения страны. В свою очередь, еще в 2014 году издание CNews публиковало обзор телеком-рынка — эксперты констатировали, что потенциал расширения интернет-аудитории в крупных городах исчерпался, дальнейший рост возможен только за счет небльших населенных пунктов.
Тарифы интернет-провайдеров, стоимость минуты разговора, мегабайта трафика, SMS-сообщений постоянно снижаются. Этот факт является одним из следствий развития OTT-сервисов, вроде WhatsApp или Viber, которые позволяют передавать данные «поверх» сетей провайдеров. При этом требования к инфраструктуре операторов связи только растут — в том числе, и благодаря появлению новых законодательных инициатив, предписывающих сохранять большие объёмы данных на протяжение длительного времени.
Именно тенденция к снижению стоимости связи в купе с необходимостью искать другие способы монетизации дает наблюдателям и специалистам телеком-рынка основания утверждать, что уже в обозримом будущем операторы связи вообще смогут оказаться от взимания платы за свои услуги. Зарабатывать же они смогут в партнерстве с компаниями из других отраслей.
Как операторам заработать не на связи
Новые схемы монетизации, которые гипотетически смогли бы заместить операторам связи потерянные доходы в случае отказа от взимания платы за услуги связи, пока точно не определены рынком. Однако Евгений Гордеев после запуска своего проекта бесплатного оператора «Атлас» в беседах с журналистами заявлял, что система будет подключена примерно к 400 партнёрам, среди которых «Яндекс.Такси», Qlean, Lamoda, BlaBlaCar, KupiVIP и другие компании.
Пользователи оплачивают услуги через приложение внутренней валютой и получают на счет бонусные баллы — с их помощью происходит оплата самих услуг связи.
«Нам платят за конкретные действия, мы оставляем 30% себе, 70% кладём на счёт пользователю», — рассказал он изданию vc.ru.
Пользователи, скачавшие приложение «Атласа» также обратили внимание на тот факт, что при привязке аккаунтов соцсетей запрашивается большое количество личных данных, включая списки друзей и групп, а также доступ к фотографиям, видео, публикациям и «лайкам». Это позволило некоторым наблюдателям сделать предположение о том, что партнерские программы — не единственный планируемый способ заработка «бесплатного оператора». Вполне вероятно, что личные данные пользователей также будут передаваться рекламодателям.
Традиционные операторы связи также пытаются искать новые средства заработка и запускают проекты в новых для себя отраслях, одновременно пытаясь оттянуть часть пользователей собственными продуктами с платными функциями (например, приложение для звонков eMotion от «Мегафона» или сервис МТС Connect). МТС также совместно с сервисом «Яндекс.Музыка» запустил проект МТС Music, с помощью которого можно бесплатно слушать музыку — но за доступ к самому приложению взимается абонентская плата.
Некоторые телеком-компании, наоборот, заключают партнерство с OTT-сервисами — там в октябре 2015 года «ВымпелКом» первым из операторов ввел бесплатный безлимитный доступ к WhatsApp на своих самых популярных тарифных планах линейки «Все». При этом «ВымпелКом» запустил проект «Билайн-перевод», который позволяет клиентам осуществлять моментальные переводы — как с карты, так и с мобильного счета.
Почему все это не приведет к появлению бесплатной связи
Казалось бы, операторы понимают, что их единственный шанс выжить — научиться зарабатывать на чем-то, кроме собственно услуг связи. А если они научатся зарабатывать, то и связь может стать бесплатной. Однако это красиво звучит лишь в теории, а на практике между красивой идеей и ее реализацией находится множество препятствий. И вот два самых главных.
Люди привыкли платить за связь
Пользователи платят за связь уже очень много лет — те, у кого первый телефон или быстрый интернет появился в двухтысячных, уже не представляют свою жизнь без этих услуг. И одновременно с этим они также осознают, что это именно услуга, за которую нужно платить. Менялись способы и форма платы, конкретный набор услуг — квитанции для оплаты интернета, абонентсткая плата в долларах, антиопределители номера и т.п — но мысль «надо заплатить за телефон/интернет» прочно засела в голове пользователей. А приучить людей к чему-то новому далеко не так просто, даже если это бесплатно.
Бесплатная связь может оказаться слишком «дорогой» для пользователей
Многие пользователи понимают, что в ситуации, когда им что-то дают бесплатно, товаром являются они сами, первым делом, вспоминая поговорку про «бесплатный сыр». То есть их личная информация, которой так или иначе придется делиться с операторами. Мало кто хочет получать еще больше рекламных предложений — от спама все и так давно устали. Именно этим фактом объясняется довольно нервная реакция на аппетиты приложения «Атлас» в части сбора персональных данных.
Сторонних доходов операторам не хватит на развитие инфраструктуры
Даже если предположить, что через какое-то время, операторы связи научатся зарабатывать на дополнительных услугах столько, чтобы им хватало на ведение операционной деятельности (хотя и это перспектива не ближайшего года-двух), представить, чтобы доходы от партнерских программ и рекламы позволили им инвестировать в развитие инфраструктуры, не получается.
Операторы связи потратили на развитие сетей LTE в России десятки миллиарды рублей — по данным J'son & Partners, затраты только на LTE-частоты обошлись в общей сложности в 14,5 млрд рублей. На данный момент не существует никаких предпосылок к тому, что в обозримом будущем телеком-компании смогут получать сравнимые доходы не от продажи услуг связи. И здесь речь идет лишь о поддержании возможностей по осуществлению инвестиций в развитие бизнеса, а если говорить о получении прибыли, то все еще печальнее.
Реальные перспективы
В конечном итоге, если абстрагироваться от поднявшегося шума о перспективах бесплатной связи, становится ясно, что никаких прорывов в этой области ждать не приходится. Еще в 2010 году «ВымпелКом» экспериментировал с моделью предоставления бесплатных услуг связи в обмен на просмотр рекламы — тогда пользователям сети «Билайн WiFi» предлагалось получить 15 минут бесплатного интернета за просмотр 15-секундного рекламного ролика. Однако с тех пор оператор не приблизился к отмене платы за доступ в интернет или сотовую связь.
Если теперь федеральные телеком-компании начнут «продвигать» в массы «бесплатные» тарифы, то отношение к ним может несколько измениться, но даже в этом случае надеяться на радикальные перемены на рынке не стоит.
По нашему мнению, в лучшем случае дело закончится нишевой линейкой тарифов, которой будут пользоваться единицы процентов абонентской базы. Скорее всего, понимают это и руководители самих операторов — на данный момент нет никаких свидетельств того, что возможность отмены платы за услуги связи всерьез рассматривается хоть кем-либо из крупных компаний. И участвовать в подобных проектах третьих сторон они не собираются — как известно, все операторы «большой четверки» опровергли свое сотрудничество с бесплатным «Атласом». В итоге у революционного проекта пока нет партнера, который бы предоставил инфраструктуру, и его реальные перспективы весьма туманны.
Спасибо, любопытно. На днях как раз была новость о бесплатном тарифе от МТС. Пока бесплатная связь кажется не реальностью ближайшего будущего. С другой стороны, прежде, чем распространились планшеты, лет двадцать, а то и больше, пробовали разные неттопы, ридеры, палм и проч.
Кто о чём, а вшивый — о бане. Интригует меня вопрос, почему показатель SIM-карт куда популярнее показателя cookies. Ведь он если и не совсем бессодержательный показатель, то едва ли — объективный. Отдельные операторы иногда обрушивают общую сумму миллионов эдак на 5-8, списывая дохлые карты, достаточен для ЛПР (лиц, принимающих решения). Во всём мире. Но годы идут, а показатель жив.
Почему? Потому что он был первым, легко собирается и исторически укоренился? Или даже если бы сперва начали считать что-то другое, то всё равно вернулись бы к карточкам? Как к сигналу, который операторы посылают друг другу, озвучивая показатели аналитикам. Как к статистике, которую операторы собирают сами, без посредников. Например, начали бы измерять число пользователей мобильной связи (сперва — по опросу операторов, потом — по дневникам или квартирным опросам), а потом — вернулись обратно к SIM-картам.
Ведь забороли же панельные данные органический показатель cookies! Некоторую разницу я вижу. Web-площадки, которые открываются панелям, продают аудиторию рекламодателям. Нужны обычные показатели, понятные покупателям, т.е. рекламодателям. А операторы аудиторию пока не продают.
Предположим, кто-то захотел построить прогноз количества SIM-карточек. Задача эта решаема только при помощи регрессии, при условии справедливости гипотезы — «я угадал тренд, этот тренд сохранится, потому что небеса меня любят». Одно я знаю исключение — SIM-карточки прогнозируют по принципу «как у продвинутого соседа». Например, Россию прогнозовали по подобию Италии. Подобие оказалось неважным. А Челябинскую область — по подобию Екатеринбурга с задержкой и т.п.
Сама задача прогноза SIM-карточек заведомо проигрышна — как угадаешь момент, когда оператор спишет 8 миллионов карточек?
Мне эта ситуация кажется общей. Новые индустрии поначалу не привлекают большого внимания. Складывается практика измерения себя в некоторых специфических показателях, которые собираются легко, почти бесплатно, но нигде больше не используются. Поэтому, скажем, с целью прогнозирования или анализа сценариев, применить к ним существующие теории — не получается. Требуется разработка специальных интерфейсных теорий. Эти интерфейсные теории могут быть сложны и требовать большой изобретательности.
Но стоит ли овчинка выделки? Практикам всё равно нужны не любые прогнозы, а те, которые обосновывают уже принятые решения. А угадать тут сложно. С точки же зрения научного мира подобные интерфейсные теории — ничтожны. Если Мертон называл рядовые модели, не претендующие на объяснение всего, «теориями среднего уровня», то меня так и подмывает обозвать интерфейсные теории «теориями уровня ниже среднего»