Прим.: текст обновлён в 19:30
Минсвязи изменило свое постановление правительства об ограничении госзапупок - теперь, если в реестре отечественного софта существует аналог западного решения в некоторой категории, то госорганы обязаны будут покупать именно его. Раньше Министерство оставляло возможность все-таки купить иностранный софт, если госзакупщик обоснует такую необходимость. Новую версию законопроекта поддержало Министерство экономического развития, пишут "Известия".
Параллельно с Минсвязи свою версию законопроекта об ограничении закупок иностранного ПО разработали и депутаты: ее подготовил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин при помощи экспертов отрасли. Версия Левина также содержит идею реестра отечественного софта, но сохраняет возможность купить иностранные софт, если есть обоснование - то есть содержит момент, от которого Минсвязи отказалось. Законопроект Левина будет рассмотрен на первом чтении 22 мая.
Министерство связи продвигает идею ограничить госзакупки зарубежного ПО как минимум с октября 2014 года. По плану Министерства новые правила должны вступить в силу уже с 1 июля 2015 года.
Добавить 11 комментариев
«Зато Минэкономразвития нравится идея создания реестра отечественного ПО по категориям, которую также продвигает Минсвязи.»
Вот не понятно, почему бы сначала не сделать реестр, причем публичный, а потом уже начинать запрещать?
Есть ощущение, что вся эта тема про «запрет закупки иностранного ПО» высосана из пальца и волнует в первую очередь журналистов и общественников. Т.е. это они на всяких конференциях и круглых столах и начинают эмоциональную дискуссию на тему запрещать или все-таки рекомендовать. Никто в индустрии особенно страстно за запреты не ратует.
По факту все вменяемые профессионалы понимают, что искусственными запретами тут ничего не поменять — ну будут арендовать оборудование с предустановленным ПО, если припрет (как стали арендовать автомобили после запрета покупки иномарок). А припереть может.
Ключевой вопрос — стратегия и источники финансирования развития «отечественного» ПО. Но вот с этим пока загвоздка. Сами по себе запреты не приведут к появлению нового ПО — для этого нужны деньги, специалисты, желание, время …
«Ключевой вопрос — стратегия и источники финансирования развития «отечественного» ПО.»
— вот например, «соседняя» новость: «Почта России» потратит 18 млрд руб. на обновление IT-инфраструктуры, так что деньги есть, проблема в том что до конечного потребителя, т. е. до разработчика, мало что доходит, много «потерь», но это специфика безальтернативной политики.
Очевидно, что если «конкретному разработчику» просто дать денег, то ничего не изменится. У него же нужно еще и заказать что-то конкретное за эти деньги, и работы принять, и внедрить это где-то. Так что проблема гораздо шире, чем «найти деньги». Нужно найти и деньги, и разработчиков, и сроки определить и состав работ и т.д. и т.п. Но журналистам больше нравится про запреты мусолить — кликов больше будет …
«нужно еще и заказать что-то конкретное» — заказывают, только кусок пирога который достается разработчику существенно меньше первоначально выделяемых средств, да и сроки на разработку формулируются как «надо было вчера» (судя по некоторым контрактам, разработка, приемка и внедрение занимают один день, после победы в конкурсе), что в свою очередь не подразумевает какого-то существенного результата.
«журналистам больше нравится про запреты мусолить » — некоторым больше нравится писать об успехах и прорывных разработках в будущем времени, за это платят стабильнее
> это специфика безальтернативной политики
вот это Вы очень точно сформулировали
> журналистам больше нравится про запреты мусолить
Откуда знаете?
>> приемка и внедрение занимают один день, после победы в конкурсе), что в свою очередь не подразумевает какого-то существенного результата.
Ну это в большой степени история с официальными правилами игры: конкурс нельзя объявлять пока нет денег; конкурс занимает несколько месяцев; деньги часто появляются не в первом полугодии; деньги должны быть потрачены тем же годом.
Каждое из этих ограничений — вменяемое (даже «деньги во втором полугодии» потому что нельзя их раздать 1-го января всем) и объяснимое. Результат мы видим.
Если с ведомств и госкомпаний не снимают обязательства перед хозяином — говорить о вредности перехода на российское ПО не приходится. Ну не пронимает внешнего наблюдателя усложнившийся рабочий процесс у чиновника. Второй ноткой равнодушия прозвучит тот простой факт, что США уже прекратили поставку софта в интересные хозяину области. Новых обновлений и коробок с САПРами нефтянка и военное дело Российской Федерации больше не покупает напрямую. Какая разница, что на мировом рынке есть несколько программ, а не только московская? В любом случае, американское перестали отгружать американцы, а всем китайско-индийским и до этого очень страшно было пользоваться, волосы начинали шевелиться.
Вся игра «в запрет ПО», в «не полный запрет ПО», в «обязанность публично хвалить западное ПО», даже «в голосование Думы» — не имеет съедобного смысла, как минимум до момента снятия санкций или снятия советской власти. Ну нет софта для нефтянки и всё. Или «воруй» или лупи по формулам из отечественного.
Что касается офисного ПО — оно всё будет русское. Соответствующий проект ростелеком уже вывел аж в бету? Не важно, что местами офисное кривовато. В этом смысле чиновника не жалко, он сам неправильно выбрал себе работу.
> Вся игра «в запрет ПО», в «не полный запрет ПО», в «обязанность публично хвалить западное ПО», даже «в голосование Думы» — не имеет съедобного смысла
Вот именно, Илья, про это я и написал сразу! Проблемы ни грама не в запретах. А про нефтянку тоже согласен — они действительно озабочены и тоже понимают, что никакой запрет иностранного ПО им ну вообще никак не поможет. Только вот никаких конкретных идей, кроме запретов, не наблюдается в публичном поле. Так что закончится все банально — нефтянка попросит (и может получить) себе какие-нибудь льготы под предлогом, что им нужно написать новый софт для себя …
поздно пить боржоми. многие госкомпании подсели на западный софт и ничего другого не подкупают. Оплачивают technical support разных видов. Про отсутствие близких аналогов Oracle говорить даже не буду — это известный пример. Приведу пример из другой оперы. Наш ТЭК — он весь сидит на SAP. Этот западногерманский софт производства SAP AG «де факто» стал отраслевым стандартом — еще при Чубайсе. Чубайса в ТЭК нет, а софт остался