Убытки «Почты России» в регионах предлагают компенсировать за счет маркетплейсов

Развитие событий: Олдовейший интернет-магазин Pleer.ru закрылся одним днём (25 сентября)

Поддержку работы «Почты России» в убыточных регионах предложили покрывать из налоговых отчислений продавцов товаров на крупных маркетплейсах. Такая идея содержится в исследовании Центра стратегических разработок. В исследовании, в частности, предложено финансировать «компенсируемый убыток» «Почты» из госбюджета «за счет дополнительных налоговых поступлений от обеления продавцов на маркетплейсах». Такое «обеление» станет возможным в случае принятия одной из двух регуляторных новелл. Первое предложение заключается в том, чтобы наделить маркетплейсы статусом налогового агента продавцов. То есть площадки будут удерживать и перечислять в бюджет определенные суммы с доходов продавцов. Впоследствии эта сумма может быть зачтена продавцами как аванс при их самостоятельной уплате своего налога по применимому налоговому режиму, будь то упрощенная система налогообложения, налог на профессиональный доход и др., отмечают авторы исследования.

Весной 2023 г. Минтруд уже выступил с предложением передать функцию налогового агента продавцов онлайн-платформам. ФНС тогда поддержала это предложение, отмечали собеседники «Ведомостей». Но тогда речь шла о налоговых отчислениях с самозанятых, а круг онлайн-платформ по роду их деятельности, которым мог быть передан этот статус, не был определен. В нынешнем же предложении ЦСР, напротив, говорится о таком статусе именно для маркетплейсов и в отношении всех продавцов, которые на них работают: самозанятых, ИП и др. Другим предложением ЦСР является «возложение на маркетплейсы обязанности передавать в ФНС информацию обо всех доходах продавцов, получаемых ими через маркетплейсы».

По данным Data Insight, сейчас продавцами на маркетплейсах выступает около 500 000 человек. Примерно 80% из них – ИП, считает партнер Cross Insights Борис Овчинников. По расчетам Ассоциации компаний интернет торговли, на маркетплейсах 1,2 млн продавцов, говорит президент ассоциации Артем Соколов. По его оценке, порядка 70% – это ИП, 25% – ООО, 5% – «другие формы юрлиц, в том числе самозанятые». По данным АКИТ, объем рынка e-commerce за 2022 г. составил около 5 трлн руб. отметил президент ассоциации Артем Соколов. Из этого порядка 47% составляет оборот маркетплейсов. С учетом комиссии маркетплейсов в среднем в 15% оценка доходов продавцов составила порядка 1,7 трлн руб. по итогам 2022 г., если учитывать только непродовольственный ритейл, отметил Соколов.