"Яндекс" будет продавать лицензии на использование картографии и API для работы с картами всем желающим, рассказала пресс-секретарь компании Ася Мелкумова "Ведомостям". Поисковик на этом заработает в лучшем случае десятки миллионов долларов - считанные проценты от своих доходов с одной стороны, и существенная доля российского рынка картографии - с другой.
До этого момента Яндекс.Карты можно было использовать только на публичных сайтах, и доступ к ним мог быть исключительно бесплатным. Для отдельных партнеров поисковик делал исключения - например, на картах "Яндекса" работают некоторые сервисы "Мегафона". Однако в общей массе разработчики не могли использовать инструменты и данные Яндекс.Карт в своих продуктах - за это "Яндекс" отключал их от API.
Поисковик задумался о продаже карт после того, как начал делать их сам от начала и до конца, рассказала Мелкумова "Ведомостям". Базовая лицензия обойдется разработчику в 300 тысяч рублей. Ее обладатель сможет в том числе создавать платные приложение на основе Яндекс.Карт.
Технологиями Яндекс.Карт смогут заинтересоваться несколько тысяч покупателей, полагает Мелкумова. Таким образом, поисковик может заработать на картографии ориентировочно от $10 млн, при этом, вряд ли все покупатели придут в течении одного года. Вся выручка "Яндекса" только за 2013 год составила порядка $1,2 млрд. То есть даже при оптимистичном раскладе вряд ли карты принесут "Яндексу" больше 0,5-1% доходов.
В компании это понимают: продажа лицензий на карты не озолотит "Яндекс", говорит Мелкумова "Ведомостям". По ее словам, компания просто пошла на встречу корпоративным пользователям.
Но "Ведомости" приводят еще одну интересную цифру: весь российский рынок географических карт составляет $15-20 млн в год, по оценке поставщика спец картографического ПО Esri CIS. То есть даже если карты "Яндекса" будут покупать по 500-700 штук в год - он может отъесть 30% этого объема.
В последнее время влияние "Яндекса" на рынок сложно недооценивать. Любые движения компании вызывают серьезные последствия. "Деловой мир онлайн" заморозил свой автомобильный проект после покупки поисковиком Auto.ru, отказ "Яндекс" о центров обслуживания партнеров привел к закрытию компании Profit-Partner. Активное развитие Яндекс.Маркета выдавливает с рынка Wikimart, а тестирование "Яндексом" карточек недвижимости заставило беспокоиться владельцев порталов недвижимости.
Но эти действия поисковика, как минимум, влияют на его основную статью доходов - рекламу, на которую приходится 98% заработка. В этом смысле продажа карт - новое направление, которое хоть как-то разнообразит "Прочие" доходы "Яндекса". Кроме того, вряд ли выход "Яндекса" на рынок картографии вызовет драматические последствия - как отметил представитель разработчика карт "Навител", этот рынок очень узкий, с высокой стоимостью входа и жесткой конкуренцией. Среди прочих, здесь "Яндексу" предстоит столкнуться со своим давним конкурентом - Google.
(Обновлено в 14:10): Пресс-служба "Яндекса" уточнила насчет "Мегафона": "Мы не делали никому исключений. Мегафон использовал API Карт на публичных и бесплатных сервисах. Как и еще многие крупные компании. Коммерческая лицензия API Яндекс.Карт - это лицензия для платных и закрытых продуктов. Внешние бизнесы могут бесплатно использовать API Яндекс.Карт, если речь идет об открытых и бесплатных продуктах. Тот же Мегафон работает одновременно с бесплатной и платной лицензиями - это два разных продукта."
Добавить 6 комментариев
За державу обидно: «Вся выручка «Яндекса» только за 2013 год составила порядка $450 млн.». Вранье, выручка за 13-ый год — $1,2 млрд. Кто-то перепутал год и квартал, видимо.
Интересно, теперь отговорки Яндекс про то, что де «это не наши карты, мы не отвечаем за их качество» прекратятся?
Денис Бесков, а раньше они были? Дайте пруф. Или вы …?
Денис, они прекратились тогда, когда карты стали наши.
Насколько я понимаю, карты за пределами канонической территории Яндекса (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Турция) до сих пор не совсем «наши». Это мне каждый раз говорят на вопрос о непереведённых названиях даже городов, молчу уж про улицы. А особенно примечательны у Яндекса карты таких стран, как Ливия, Сирия, Алжир, Йемен.
Очень логичный ход, кто знает — как часто правки выпускают? Оперативные есть? Экстренные? Только я вас очень прошу — сделайте нормальные стили для рендера навтековских карт — а то показывать кому-то текущий рендер очень стыдно — куча детских ошибок.