Александр Магомедов, Яндекс.Деньги: «Мы конкурируем не между собой, а с огромным объемом наличных»

Развитие событий: Кадры: В Яндекс.Деньгах поменялись руководители коммерческого блока (22 июня 2015)

Александр Магомедов, начальник отдела по развитию платежного бизнеса "Яндекс.Денег", рассказал, почему развитие карточных платежей не угрожает электронным кошелькам, что дала интеграция со «Сбербанком» и зачем китайским интернет-магазинам «Яндекс.Деньги».

***

Популярность Яндекс.Денег в России изначально была связана с большим количеством наличности. Карточные платежи для вас угроза?

Если сравнивать с другими странами, — США, европейскими государствами, — то Россия — до сих пор страна наличных. По данным международных платежных систем, как минимум четверть держателей карт проводят по ним только две операции в месяц — в день аванса и в день зарплаты. Но этот показатель каждый год снижается.

Мы, как и другие электронные кошельки, конкурируем, пожалуй,  не между собой и не с банковскими картами, а с огромным объемом наличных, которые не выгодны финансовым организациям и экономике в целом.

Более того, нам выгодна растущая популярность карточных платежей. Ведь кошелек по сути — некий агрегатор платежных средств пользователя, с помощью которых можно платить и онлайн, и офлайн. Так, многие знают, что к кошельку Яндекс.Денег автоматически выпускается виртуальная карта MasterCard, а еще можно выпустить пластиковую MasterCard Gold,  (которых уже больше 300 тыс.) —  их баланс будет равен балансу кошелька. И если где-то в интернете нельзя оплатить покупку с кошелька, то можно использовать виртуальную карту, а в обычном супермаркете можно расплачиваться с помощью пластика Яндекс.Денег.

Зачем, кстати, пользователям пластиковая карта Яндекс.Денег?

Это удобно — можно использовать электронный кошелек не только онлайн, но и офлайн. Получаешь карту по почте, активируешь, получаешь пин-код по телефону и три года пользуешься картой Gold с поддержкой бесконтактных платежей за символическую и единовременную плату.

А кошельков сейчас сколько открыто?

У нас открывается 12 тыс. кошельков в день. Суммарно цифра уже превысила 20 млн. В день проводятся сотни тысяч транзакций.

Что происходит с электронными кошельками в других странах?

Данные Datamonitor таковы: в России и Китае — самый высокий уровень использования электронных кошельков, 38 и 35% соответственно. В европейских странах в среднем около 10%. Вероятно, это связано с более ранним и широким распространением банковских карт.

В Китае тоже много наличности?

Дело не только в наличности, но и в том, как исторически развиваются платежные продукты. Возьмем, к примеру, сервисы мобильной коммерции, которые позволяют оплачивать что-то с баланса мобильного телефона. Так вот, в некоторых странах Африки такие сервисы — основное платежное средство и используются вместо карт, а все потому, что сотовая связь проникла в страну раньше, чем карточная инфраструктура.

У вас есть пессимистичный и оптимистичный сценарий развития событий?

Не хочу показаться ни угрюмым, ни излишне беспечным — сосредоточусь на том, что случится с наибольшей вероятностью. Электронные кошельки, как и электронная коммерция в целом, будут развиваться. Но доля наличных в пополнении кошельков и оплате заказов будет снижаться. Последнее исследование GFK, которое проводилось осенью прошлого года, говорит о том, что 48% пользователей уже имеют опыт безналичной оплаты заказов в интернет-магазинах — это на 12% больше, чем годом раньше. Люди доверяют новым технологиям. Более того, количество платежей через мобильный увеличилось — пользователи не просто привыкают платить онлайн, они ищут более удобные и быстрые способы оплаты.

Те, кто платит картой, не относятся к вашей аудитории?

Относятся. Условно бизнес Яндекс.Денег можно разделить на две части. Первая — связана с кошельком и сервисами для пользователей. И в этом случае можно говорить об оплате с привязанных карт, об использовании виртуальной и пластиковой карты Яндекс.Денег, о платежах с произвольной карты, которые доступны даже незарегистрированным пользователям на нашем портале.

Вторая часть — это развитие сервисов для онлайн-бизнеса, интернет-магазинов. И во многом популярность карточных и в принципе онлайн-платежей связана с тем, что большая часть сайтов уже предлагает разные способы онлайн оплаты. До 2013 года мы подключали прием оплаты с кошельков Яндекс.Денег, но потом создали комплексное платежное решение — Яндекс.Кассу. И здесь мы предлагаем все доступные способы оплаты — банковские карты, платежи с мобильных и интернет-банкингов нескольких банков, другие электронные кошельки, мобильную коммерцию, прием оплаты наличными через терминалы и салоны связи.

Сейчас мы в составе комплексного решения, по одному договору и одной технической схеме подключаем, помимо кошелька, все возможные платежные методы. Через нас принимают платежи больше 75 тыс. интернет-магазинов. В 2014 году мы очень активно поработали с Азией – подключили 40 китайских интернет-магазинов, в том числе AliExpress, и около 15 площадок-посредников. За прошлый год доля платежей зарубежных мерчантов у нас составила примерно треть в общем ритейл-обороте, и к концу этого года мы хотим нарастить эту долю до 50%.

Почему иностранные магазины приходят к российскому агреагатору, а не пользуются своими, местными сервисами?

К нам приходят те, кому нужна российская аудитория. Возможно, конечно, у них уже есть интернет-эквайринг, то есть они принимают к оплате банковские карты. Но помимо карт есть Яндекс.Деньги, у которых многомиллионная аудитория, есть и другие методы. К примеру, иностранные магазины знают, что  в России популярна оплата наличными. Как это происходит обычно? Делаешь заказ в Китае, а платишь в почтовом отделении — не очень удобно. А в Яндекс.Кассе есть способ оплаты наличными через салоны связи и терминалы, включая сеть Сбербанка. Хочу что-то купить на AliExpress за наличные —  иду к ближайшему терминалу Сбербанка, ввожу код, вставляю наличные — заказ оплачен.

Но есть еще один способ, уникальный для российского рынка, который мы вместе со Сбербанком представили не так давно — оплата через мобильный банк. По числу клиентов и выпущенных карт это крупнейший банк не только в нашей стране. И все клиенты мобильного банка могут оплачивать заказы в подключенных к Яндекс.Кассе и использующих этот метод магазинах очень просто, отправив смс на номер 900. Сценарий платежа простой и удобный: тебе приходит смс с номером заказа и суммой от интернет-магазина, для подтверждения нужно ввести контрольный код. Всего лишь одна смска — и оплата подтверждается. Этот метод на рынке всего несколько месяцев, но первые результаты очень положительные, и мы рассчитываем, что он станет популярным.

Понятно, что сделка со Сбербанком вам многое дала.

Да, мы используем экспертизу, инфраструктуру Сбербанка, и это позволяет нам делать многое для пользователей. Например, клиентам стало удобнее пополнять кошельки — если зайти в Сбербанк.Онлайн, кнопка Яндекс.Денег будет на видном месте. Кроме того, мы отменили комиссию для пополнения кошелька через Сбербанк.Онлайн, банкоматы и терминалы.

Я уже упомянул совместный продукт, который мы сделали для интернет-магазинов — прием платежей через мобильный банк Сбербанка напрямую с банковских счетов, по смс. В принципе, у нас достаточно много проектов, которые сегодня в стадии пилотов.

Что из платежей сейчас пользуется большей популярностью – штрафы, налоги, задолженности перед приставами?

За прошлый год через нас было оплачено более миллиона штрафов. Самый частый платёж был на сумму 500 рублей, каждый десятый платёж — на 1000 рублей. Средний платеж за штрафы сейчас — 880 рублей. За первые месяцы этого года, по сравнению с прошлым, оборот от оплаты штрафов через Яндекс.Деньги и число плательщиков выросли больше чем в 2 раза. Похожая ситуация с налогами. Налоги платить можно было давно, но мы добавили функцию проверки задолженности, после чего обороты выросли втрое, а аудитория больше, чем в пять раз. Службу приставов мы недавно подключили, динамика тоже очень хорошая. Что важно – наша аудитория не ограничена пользователями кошелька, мы дистрибутируем платежные каналы на самую широкую аудиторию – в Яндекс.Навигаторе есть функция проверки и оплаты штрафов, в Яндекс.Метро — пополнение транспортных карт Москвы (Тройка) и Питера (Подорожник).

Большинство платежных функций, которые у нас есть, существуют и в десктопной версии, и в мобильной среде. Причем многие платежи доступны без регистрации. Таким образом, это для нас два ключевых направления в работе с пользователями — доступность для всех и мобильность.

Добавить 2 комментария

  • Ответить
    Vladimir Seleznev LatCard AS

    В сторону: малое распространение кошельков в Европе, связано с отсутствием у европейского клиента необходимости в них. Все необходимые функции можно сделать через банк-клиент (в том числе мобильный), системы же банк-линков и директ — дебита привязанные к банковских счетам, позволяют оплачивать что угодно напрямую с банковского счета, без карт и е-мани. Более того, согласно новой рассматриваемой директиве ЕС о платежах «PSD2» прямые платежи в интернете непосредственно с банковского сета — магистральная линия ЕЦБ, которая и будет максимально поддержана.

  • Ответить

    Сбер купил Яндекс.Деньги чтобы пополнять яндекс кошелек из сбербанк.онлайн без комиссии? ?
    Прочитав интервью я так и не понял зачем Сберу Яндекс.Деньги и что там за столько времени интегрировалось.
    Я ожидал оплату через я.кошелек всего спектра поставщиков Сбера. Но до этого еще далеко. Все остальное, о чем говорится появилось у всех на рынке и вызвано усилиями государства по созданию всяких единых баз (штрафов, налогов).