Не секрет, что, несмотря на прямой запрет правилами (пункт 2.7 в старой редакции правил, пункт 5.3.14 в новой), в крупнейшей социальной сети России Вконтакте.ру давно и успешно развивается бизнес-реклама, маркетинг, связи с общественностью – все это активно внедряется в соцсеть самими создателями. Павел Дуров продвигает идею о необходимости и важности развития такого бизнеса, которому нужны объявления, группы для продвижения, таргетированная реклама, и явно коммерческие приложения.
Сайт и правда представляет широкий выбор инструментов практически любому человеку, желающему чтобы его продукт продавался активнее. В первую очередь это группы – именно они дают наименее затратное и наиболее эффективное присутствие в соцсети. Возникают и негативные момент, когда давно существовавшие и устоявшиеся сообщества активно "соблазняются" на предложения рекламщиков и маркетологов (а админам групп часто лет совсем немного, большинство из них студенты и от сумм в 20-30 тысяч рублей в месяц приходят в лютый восторг). Если раньше появление рекламы носило единичный характер, то сейчас практически каждая крупная группа или приложение старается выжать из рекламодателей максимум и пичкает пользователя рекламой в неимоверных масштабах.
Есть компании, которые заходят в «В контакте» официально: появились сообщества серьёзных фирм – Sony Ericcson, Intel и так далее. Неофициальные сообщества пытаются найти связь со своим брендом и наладить партнерское общение.
Однако группы не приносят много прибыли сайту, да и пользовательские умы уже довольно давно захватили приложения. Администрация «Вконтакте» активно этому способствует - это выгодно вроде бы как всем - большинство приложений прекрасно монетизируются, пользователи вносят в них голоса, потом эти же голоса администраторы приложений тратят на дальнейшую раскрутку и так далее.
«Счастливый фермер» даже заключил, судя по всему, очень недешевый рекламный контракт с банком «Уралсиб».
Психоз вокруг приложений уже стал всеохватен, но группы никуда не делись. Они уже не так популярны, они не приносят прибыли сайту, однако же, топу групп сегодня, как и прежде, придаётся довольно большое значение – они, в некотором роде, являются лицом «В контакте».
Так сложилось, что около года этим лицом была группа Comedy Club. На сегодняшний день в ней 1,9 миллиона человек, что в три раза меньше чем в «Счастливом фермере» и порядка 20-30 тысяч уникальных посетителей в сутки. Подозреваю что активность фермероидов выше раз в 15-20, но администрирование сообщества не менее трудоемко, чем поддержка приложения, а учитывая лютую, бешеную нелюбовь Comedy Club и «В контакте» лепрожителями, забот только прибавляется.
Администрировать группу интересно, иногда весело, почетно, полезно, но когда твоя группа считается лицом сайта - это не прибыльно. Скрипя зубами, не раз мы отказывались от довольно таки приличных денег за рекламу в группе, следуя общей политике сайта и не желая беспокоить пользователей. При этом другие группы с легкостью забивали на правила и изначально декларируемые цели и тупо стригли купоны. Мы же, перешагнув порог в миллион человек, вышли на Comedy Club Production, показали пользователям реальных резидентов сидящих «В контакте», поздравили всех пользователей сайта с новым годом (переименовавшись на неделю новогодних праздников и сменив аватарку группы) и первым апреля (ну тут уж святое, нас тогда посетило 150 тысяч человек).
При этом ни с кого мы денег не получали да и не особо стремились, а сам Comedy Club на нас внимания не обратил. Подумаешь - полуторамилионный фанклуб.
Проблемы начались, когда на горизонте появились ребята из ТНТ, и намекнули что все права на видео, которое у нас в группе лежит, принадлежит ТНТ. Все люди цивилизованные, ругаться и угрожать друг другу не стали, а попытались понять, как ситуацию разрулить, чтобы никому не было обидно. ТНТ для нас второй "родительский бренд" и договорились мы легко – мы перестали класть выпуски в «В контакте», и начали давать ссылки на ТНТшный Rutube.ru, при этом нас не все устраивало, но Rutube.ru/ТНТ сказали - всё решим, поможем чем сможем и как умеем. И действительно быстренько начали решать проблемы с их стороны. Ситуация для нас была неоднозначной, о чем ТНТшники были проинформированы: народ ведь не оценит, боимся потерять аудиторию. Нам ответили, что если на нас наругаются и потребуют удалить видео из «В контакте», то народ мы потеряем в любом случае, что опять таки невыгодно обеим сторонам. Вместо продолжения конфронтации мы договорились о возможных бонусах народу: купить группе домен, найти призы для конкурсов, улучшить качество видео на рутубе.
Обсуждать возможные поощрения админам: о сотнях тысяч рублей речь не шла, просто нам гарантировали, что если надо будет сорваться с работы на несколько дней, то голодать мы не будем.
В итоге условия стали приемлемые. И с Comedy Club Production у нас оставалось общение, и с ТНТ, и правообладателей уважили, и про родной сайт не забыли и рекламой пользователей не кормим. Все хорошо – все довольны!
Но как только начали выкладывать видео на Rutube.ru, пришло письмо от одного из администраторов «В контакте»:
"Comedy Club убрали из поиска…
Ваше право использовать и раскручивать другие ресурсы, наше право убирать такие группы из поиска.
Как понимаешь, группа может вернуться в поиск при определенных изменениях в политике группы"
Письмо удивительное. Во-первых, поставив себя на место стороннего бизнесмена я понял что работать в этой соцсети вообще нельзя, несмотря на уверения Дурова. Если уж за такое от нас отреклись, что же будет с изначально бизнесовой группой?
Во-вторых, непонятна мотивация администраторов групп со стороны «В контакте» - какой смысл париться по 5 часов в день и заниматься группой, если ее могут снести за попытку перестать нарушать закон? Мы прямой прибыли то не приносим, но вроде как какую то активность создаем, показываем что сайт живой и активный, что там не только школьники на грядках копаются, но и серьёзные люди работают.
Ну и наконец мы упорно пытались понять – как при нашей скромной посещаемости мы можем раскручивать огромный ресурс? За месяц рутуб получил 200 тысяч просмотров. Это в 7500 раз меньше чем "В контакте" просматривают за сутки.
А индексер групп откровенно сбился – наша группа сознательно из него выключена и не находится даже в поиске, - но из топа едва ли не ежедневно пропадают абсолютно безобидные группы, чинить этот баг похоже никто не собирается – все заняты АПИ 3.0.
Началось это месяц назад, добиться вразумительного ответа от «В контакте» мы так и не смогли, но из того что произошло, получается, что «В контакте» не нужны нормальные группы. Которые уважают правообладателя и не завешивают себя рекламой. Да и ненормальные тоже похоже не нужны.
Ни в чем не повинные администраторы групп удивляются… Плачут, давятся, но упрямо продолжают админить свои сообщества.
Alex Cryuglov
Администратор группы Comedy Club
(Материал опубликован в рамках предоставления слова интернет-деятелям и может не отражать точку зрения коллектива блога Roem.ru)
От коллектива блога: мы далеки от того, чтобы демонизировать любое бизнес-проявление, укладывающиеся в рамки законодательства РФ. И вообще склонны всех затронутых событиями на рынке считать несколько ошарашенными. Однако, на вышеописанном примере, хотелось бы показать, что зависимость от воли частного бизнеса зачастую намного хуже, чем зависимость от каких-либо государственных норм.
Если проекты по измению законов в государстве проходят несколько стадий, многие из которых публичны и на них можно оказать влияние с помощью прессы или лоббистов, то в любом частном сервисе можно с утра "проснуться в другой стране".
Это касается не только тех сервисов, которые сегодня кажутся плохими, но и всех вообще. Парламентских процедур по изменению правил сотрудничества нет ни у кого, при этом пользователей у многих сервисов в России много больше, чем населения в каких-нибудь мелких европейских странах.
Если отвлечься от философских рассуждений о государствах и попытаться разобраться в сути претензии, то статья сводится к следующему. Автор данной статьи сетует на то, что администрация ВКонтакте перестала ежедневно бесплатно направлять миллионы пользователей в его сообщество с одной из базовых страниц сети (до 100 миллионов просмотров в день). Поясню: ВКонтакте — единственная крупная социальная сеть, где есть ссылка «Группы» на каждой странице сайта и при клике на эту ссылку всем пользователям выводится 10 групп — как правило, самых популярных. Разумеется, из этого рубрикатора и индекса убираются группы, которые начинают систематически раскручивать коммерческие бренды или сайты. Еще раз подчеркну, они не банятся и не закрываются, так как размещение рекламы — право их администраторов, однако помощь в раскрутке через рубрикатор при переводе группы на коммерческие рельсы отменяется. Причина очевидна: если мы можем быстро оградить наших пользователей от съедания дополнительной рекламы, мы это делаем, так как рекламу они могут получить и в других местах сети. По собственной инициативе рекламировать сообщества с рекламой — не самое лучшее, что мы можем сделать для 50 миллионов наших пользователей. Кстати, есть даже такая бизнес-модель — используя социальный граф и традиционно мощные инструменты для приглашения в группы ВКонтакте, раскрутить бессмысленную массовую группу общей тематики («Любители хлопать упаковки от техники, чтобы было чик-чик»), попасть на главную страницу рубрикатора, засветиться перед рекламодателем и завешать все рекламой. Можно даже в какой-то изменить тематику группы на «Фанаты техники Panasonic» и получать прибыли, которые не снились владельцам отдельных сайтов. Эта бизнес-модель до сих пор работает. Однако, повторю, после перевода таких групп на коммерческие рельсы мы не видим смысла административно им помогать и привлекать к ним дополнительное внимание пользователей и рекламодателей через рубрикатор. Новости здесь нет, так было всегда. И неважно, что именно получает администрация той или иной группы за рекламу коммерческого продукта — деньги, информацию или только моральную поддержку; мы это проверять не можем и не хотим. Реклама остается рекламой, независимо от того, насколько благими целями она прикрывается и насколько красноречиво мотивируется ее наличие. Наше право и наша обязанность — не раскручивать рекламные группы. Жаловаться на исключение соообщества с двумя миллионами участников из рубрикатора — глупо, так как существование такого пользовательского сообщества в индексе поиска и даже в рубрикаторе сообществ не имеет особого значения для успешного функционирования и развития группы. В некоторых социальных сетях вообще нет рубрикатора сообществ, да и поиск по ним есть не везде. Как известно, главный способ развития сообществ — приглашение друзей. Именно так развиваются сообщества в социальных сетях и здесь ВКонтакте традиционно дает максимум возможностей по сравнению со всеми альтернативными платформами. На каком-нибудь Фейсбуке, скажем, пригласить в группу НЕдрузей вообще нельзя — то есть просто никак нельзя. ВКонтакте же администраторы и участники групп могут приглашать в них незнакомых им людей, которых они могут моментально отбирать по десяткам критериев (кстати, возможности такого поиска нигде в мире попросту не существует). Кроме того, ссылка на «жалующуюся» группу есть на личной странице каждого из двух миллионов пользователей ВКонтакте, в нее вступивших — огромное количество бесплатных просмотров и кликов ежедневно. Но именно из-за того, что мы давно и систематически многое раздаем бесплатно, некоторые получатели бесплатных инструментов утрачивают систему координат и уже не чувствуют ценность того, что они используют. Если ВКонтакте и является монополистом, то прежде всего по количеству бесплатных мощных возможностей, которые он предоставляет создателям групп и приложений. Скажем, если перечислить то, что мы дали группам только за последние полгода: радикально улучшена система приглашений в группы, значительно улучшена и переработана панель для администрирования состава, приглашений и заявок, внедрена мощная и уникальная система поиска по участникам группы, добавлен блок «друзья в группе» — это то, что я навскидку могу вспомнить прямо сейчас, потому что в разработке этих продуктов я участвовал лично. При тех колоссальных возможностях и *бесплатных* инструментах для раскрутки, которые мы даем, жаловаться на то, что ВКонтакте перестали, помимо всех прочих бонусов, административно направлять сотни тысяч пользователей из рубрикатора в группу с рекламой — утрата чувства реальности. Здесь было уже сказано о конкуренции; успехов всем, кто попробует где бы то ни было собрать сопоставимое количество участников для сообщества. Это теоретически невозможно. Мало того, что мы даем максимум бесплатных возможностей для авторов групп (о платных даже говорить не стоит), так мы и растем быстрее всего, что есть в мире — ВКонтакте за последние три месяца вырос по посещаемости в полтора раза.