Сложившийся на сегодняшний день рынок российской заказной веб-разработки имеет заметные перекосы: в столицах есть много крупных заказов, но нет свободных рабочих рук, а в регионах все совсем наоборот. В чем проблема и как наладить симбиоз между столичными агентствами и региональными производственниками?
Очевидно, что интернет-рынок рано или поздно придет к модели, которой уже давно живет более крупный бизнес – к аутсорсингу в регионы. От этого выигрывают все.
Столичные агентства получают возможность:
•оперативно привлекать ресурсы в пиковые сезоны
•не распыляться на найм и управление экзотических специалистов
•снижать себестоимость производства, создавая запас денег для развития бизнеса, совершенствования технологий и образования работников
•легко наращивать объемы производства для реализации большего объема проектов
Региональные студии смогут:
•развиваться, делая крупные интересные проекты
•получать больше денег, чем на локальном рынке
•работать в экологически комфортных условиях, не перемещаясь в столицы
Алгоритм поиска внешних производств на примере ADV
Перейдем от обзора ситуации к рабочей практике. На сегодняшний день мы работаем с внешними производствами в Украине, Ульяновске и Иркутске и постоянно проводим отбор новых подрядчиков. Порядок действий по расширению партнерской сети у нас такой:
Сначала ищем потенциальных партнеров. Битрикс-разработчиков и верстальщиков ищем через сайт Битрикса, остальных пока через facebook, twitter и личные связи.
Каждому потенциальному партнеру выдается тестовое задание. Тестовое задание состоит из оценки небольшого проекта по цене и срокам. Например, сверстать и собрать корпоративный сайт по готовому дизайну, или сделать несколько программных модулей по готовому ТЗ.
На что мы обращаем внимание в первую очередь при отборе партнера:
Отпускная стоимость человеко-часа
Если она выше некоторой критичной для нас точки – мы не будем работать с этой компанией. Просто потому, что нам будет проще взять нового человека в московский офис. Мы считаем приемлемыми следующие расценки:
•Битрикс-разработчик, верстальщик: 300-400 р./час. Под «верстальщиком» мы понимаем человека, который умеет писать JavaScript, а не только верстает.
•Менеджер проекта: 300-400 р./час. Но если менеджер идет отдельной строкой, то стоимость разработчиков ожидаем по нижней планке, потому что по высокой планке обычно предлагают разработчиков со «включенным» менеджером.
•Тестировщик, контент-менеджер: 200-300 р./час
Скорость ответа на наш запрос
Мы считаем, что хороший менеджер должен обрабатывать почту в течение суток (не считая выходных). Если ответ приходит больше, чем через 2 рабочих дня – мы считаем, что коллегам неинтересен наш запрос, или у них плохой менеджмент.
Адекватность ответа
Если письмо написано с ошибками, сделано тяп-ляп и в принципе тяжело понять, о чем идет речь – мы его с высокой вероятностью отправим в корзину. Кроме того, мы специально отправляем задание, по которому должны возникнуть вопросы, и проверяем, задаются ли эти самые вопросы. Если нет – значит люди на том конце провода невнимательны.
Хорошим тоном мы считаем письма, в которых:
•Человек представился, написал свой контактный телефон и должность в компании.
•Из сметы понятно, сколько времени и денег будет стоить выполнение каждой подзадачи и всего проекта в целом, какова последовательность выполнения задач. •Заданы уточняющие вопросы.
•Предложена смета, которая уже подразумевает, что люди подумали и выбрали один из ответов на заданные вопросы. Например «Каталог товаров (с импортом товаров из 1С:8, конфигурация 1С стандартная, не кастомизированная)».
Желание работать с нами
Когда представитель компании перезванивает нам в этот же день и со здоровым энтузиазмом задает дельные уточняющие вопросы – наша уверенность в потенциальном партнере возрастает в разы. Если в нас кидают стандартным КП – перспектива совместной работы практически исчезает.
Сделанные проекты
Наши технологи смотрят на качество верстки и сборки проектов у понравившихся компаний. Если качество не удовлетворяет необходимому уровню – мы отказываем, потому что у нас нет времени и возможностей для дистанционного обучения внешних разработчиков.
После того, как мы провели первичный отбор, начинается процесс обучения работе друг с другом. После нескольких экспериментов мы пришли к тому, что новому партнеру надо давать для начала только один небольшой проект. «Один», чтобы наши менеджеры не начали спорить за ресурс, «небольшой», чтобы снизить риски. К сожалению, отношения очень часто заканчиваются сразу же после неудачного пробного проекта, в подавляющем большинстве случаев это происходит из-за проблем с квалификацией менеджеров на стороне регионального подрядчика.
Перед тем, как выдать новому подрядчику первый проект, мы подписываем набор документов.
Договор
Договор мы подписываем один раз, в нем описаны базовые принципы работы, NDA и ответственность сторон, порядок сдачи-приемки работ, права на результаты работ (принадлежат ADV), штрафные санкции за невыполнение обязательств по доп.соглашениям.
Доп. соглашение
По сути, доп.соглашение мы тоже подписываем один раз, но теоретически допников может быть много. В доп.соглашении описывается:
•Регламент постановки задач. Задача высылается по электронной почте, исполнитель оценивает ее трудозатраты и умножает на ставки специалистов, оценка согласовывается и задача запускается в работу.
•Порядок денежных расчетов. У нас 100% постоплата, возможна оплата безналом, наличными или денежным переводом (комиссия за счет получателя).
•Ставки специалистов. Именно на эти ставки потом будут умножаться трудочасы при оценке задач.
Если к работе надо приступить срочно, и нет времени на обмен бумажными версиями документов, мы принимаем сканы документов, подписанных со стороны исполнителя, а бумажные документы согласовываем потом. Если кто-то может посоветовать легитимную для России онлайн-систему с электронно-цифровой подписью – буду весьма благодарен. (Диадок - Roem.ru)
Если все хорошо и работа идет плодотворно, мы постепенно наращиваем объемы сотрудничества: добавляем проекты, увеличиваем их сложность, интегрируем менеджеров и разработчиков партнера в наши корпоративные информационные системы (Jira, Wiki, SVN, тестовые зоны и.т.д.).
Итог
Несмотря на все сложности, я считаю, что смещение производства в регионы - неизбежный путь развития отрасли. Вся инфраструктура для этого уже готова, а пласт адекватных менеджеров "на местах" рано или поздно обязательно появится. В крайнем случае, это может быть десант, высланный из материнской компании.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. По вопросам публикации статей на темы интернет-бизнеса обращайтесь по адресу sinodov@roem.ru
Прикольно, как раз недавно получал от ADV предложение по партнерству, по стоимости часа не сошлись. ТЗ присылают достаточно бредовое, но если используется как система оценки адекватности подрядчика — тогда понятно. На мой взгляд, в этой замечательно схеме есть один нюанс, толковые ребята-подрядчики будут после нескольких успешно выполненных заказов будут уходить на прямой контакт с клиентами из Москвы, благо они уже сами ищут подрядчиков в регионах. Мы работали с несколькими, несколько сейчас в переговорах. Ибо просто глупо делать проекты на уровне и при этом «сидеть под дядей».