Яндекс выкатил новую поисковую платформу «Калининград» с персонализированной выдачей по умолчанию для всех пользователей и персональными поисковыми подсказками. Разработчик службы ранжирования компании «Яндекс» Андрей Стрелковский посоветовал теперь в случае необходимости делиться скриншотами на выдачу, а не ссылками.
По его словам, главная цель персонализации – отдавать правильно построенный под пользователя ответ по неоднозначным запросам. Яндекс учитывает всю историю поведения пользователя на странице выдачи за последние несколько месяцев (история запросов, кликов, пропусков сайтов, языки).
Менеджер поисковых проектов компании «Яндекс» Денис Рогачевский в комментарии Roem.ru уточнил, что нововведение коснется всех запросов, которые характерны для пользователя. Но для навигационных запросов она (персонализация) менее значима, так как там нужен только один конкретный результат. Сложность и распространенность запросов значения для персонализации иметь не будет.
Персонализируются 75-80% запросов активных пользователей, это около 60% всех запросов к Яндексу.
Данные по позициям в Я.Вебмастерсе будут усредняться.
Эти данные и раньше усреднялись, так как в каждый конкретный момент времени значительная часть пользователей видит отличающуюся выдачу – они попадают под наши эксперименты.
Руководитель проекта Поиск Mail.ru Андрей Калинин указывает, что персонализация может давать неоднозначный результат, а за видимыми преимуществами могут скрываться существенные недостатки:
Идея персонального поиска довольно давно витает в среде разработчиков поисковых систем, у неё есть как довольно очевидные достоинства, так и сложно измеряемые недостатки. Например, пользователи довольно часто посылают друг другу ссылку на поисковую выдачу - если она будет персонализированной, то они будут видеть разную выдачу. Или, например, один человек может сказать своему другу: поищи в поиске такой-то запрос и, опять же, есть риск, что эти два человека найдут что-то разное. Из-за этого введение персонализации может давать неоднозначный результат.
Кроме того, персонализированная выдача может сужать реальный кругозор пользователя: теперь результаты его поиска ограничены не столько его текущими интересами, сколько прошлыми запросами. Опыт контекстной рекламы подсказывает, что даже один неосторожный запрос может назойливо преследовать человека еще долгое время и негативно повлиять на последующие результаты.
С философской точки зрения персонализация результатов поиска — вредна для развития Интернета и прогресса в целом. По той простой причине, что персонализация ломает ссылочную консистентность — в конце концов, результат поиска — это просто веб-страница (акцептор), на которую кто-то может поставить ссылку со своей страницы (донора). Если каждый пользователь увидит по этой ссылке что-то свое — ссылка не будет работать, ее нельзя будет адекватно описать на странице-доноре. Еще хуже то, что ссылки бывают не только HTML, но и языковые (а чаще — голосовые): поищи такой-то запрос, на такой-то позиции — найдешь то, что нужно. Это тоже поломается. Поэтому несмотря на увеличившееся счастье одного, отдельно взятого индивидуума (и даже всего множества отдельных индивидуумов) человечество в целом от персонализации проиграет, т.к. веб немного перестанет работать как коллективный инструмент. Именно поэтому, думаю, Бернерс-Ли довольно резко высказывается против социальных сетей вообще и Facebook в частности. Фрагментация веба — сакс. Но у Гугла персонализация появилась сколько-то месяцев назад, Яндексу, ясное дело — деваться некуда, гонка вооружений, чо.