Руководитель группы "Нетология" Максим Спиридонов обвинил структуры Яндекса в косвенном содействии продавцам ворованного у "Нетологии" контента. Пираты рекламируют его через Яндекс.Директ и собирают платежи через Яндекс.Деньги (проект Сбербанка и Яндекса). По словам Спиридонова сегодня нужна неделя или полторы, чтобы только начать разговор с Яндексом о блокировке рекламы того или иного сайта с ворованным контентом, тогда как создание нового зеркала займёт у пиратов полчаса. Google решает проблему за один-два дня.
Десять дней юристы Яндекс.Директа готовили ответ на наше первое обращение с просьбой блокировки. В каждый из этих дней мошенники вливали в Директ от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей и каждый день установленный на сайтах мошенников сервис Яндекс.Деньги процессил, предположительно, от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Кроме того, мошенники за это время успели подключить несколько новых доменов.
"Коллеги, каждую минуту, пока мошенники используют ваши сервисы, чтобы обманывать пользователей, вы им помогаете", — напомнил Яндексу Спиридонов. На момент публикации интернет-компания не предоставила комментарий редакции.
Максим Спиридонов уточнил в комментарии Roem.ru, что по поводу рекламы в Google "Нетологии" с западным поисковиком связываться не пришлось: такая реклама не выявлялась. Но с Google шли переговоры об удалении пиратов из результатов поиска (SERP), и они были успешно завершены, по словам Максима, "очень быстро".
Обновлено: представитель Яндекс.Денег заявил, что вмешиваться в переводы с кошелька на кошелёк они не могут, а называть кого-нибудь пиратами должны только правоохранительные или судебные органы.
Переводы с кошелька на кошелек — это частные взаимоотношения физических лиц, в которые мы по закону не можем вмешиваться. Кредитная организация обеспечивает расчеты, но не проверяет исполнение сторонами обязательств по договору или обстоятельства нарушения прав одной из стороны. В то же время если поступает сигнал об использовании кошелька с нарушением оферты или закона, мы принимаем все возможные и необходимые меры. При этом в отношении пользователей, которые по чьему-то заявлению совершили преступление или нарушили авторские права третьих лиц, принять меры могут только правоохранительные/судебные органы (и то, предварительно выяснив, действительно ли нарушение имело место). По их запросу мы готовы передать всю нужную для расследования информацию и приостановить обслуживание клиентов. В противном случае банк превратится в самопровозглашенный арбитраж между своими клиентами, а не организацию, обеспечивающую расчеты.
Хотите мошенническим путем продавать чужие продукты за 5% их стоимости? У вас есть отличный партнер — Яндекс! Вот уж не думал, что когда-нибудь напишу что-то подобное, но мы вынуждены поднять вопрос этичности поведения Яндекс.Директа и Яндекс.Денег на рынке, а также их помощи мошенникам.
Уже второй месяц мы боремся с группой активных пиратов, которые обещают доступ к нашим курсам за 5% от стоимости и, по нашим подсчетам, потратили более миллиона рублей на рекламные кампании своих мошеннических сайтов. Заработок их, предположительно, может исчисляться десятками миллионов. Они незаконно используют зарегистрированные торговую марку и логотип Нетологии и продают ворованный у нас контент.
Мы обратились к регистраторам доменов, и они пошли нам навстречу: в частности, REG.RU был очень оперативен и в течение нескольких часов после обращения начал блокировать указанные нами домены.
Вторым нашим шагом было обращение в Яндекс с просьбой заблокировать мошеннические рекламные кампании в Яндекс.Директе и Яндекс.кошельки, на которые воры собирают деньги с обманутых студентов. Но не тут-то было.
Десять дней юристы Яндекс.Директа готовили ответ на наше первое обращение с просьбой блокировки. В каждый из этих дней мошенники вливали в Директ от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей и каждый день установленный на сайтах мошенников сервис Яндекс.Деньги процессил, предположительно, от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Кроме того, мошенники за это время успели подключить несколько новых доменов.
Через десять дней пришел ответ Яндекса — «для урегулирования затронутого в Вашем Заявлении вопроса, пожалуйста, обращайтесь к рекламодателям. Нужные Вам контактные данные Вы можете найти по ссылкам, которые есть в объявлениях (на сайт или визитку)».
Иными словами, требуется неделя-полторы, чтобы только начать диалог с Яндексом о блокировке рекламы для очередного воровского ресурса, в то время как мошенникам надо не более получаса, чтобы создать новый. Мы боремся с гидрой: отрубаем одну голову, вырастает десять.
Наши попытки договориться с Яндекс через личный контакт с менеджерами не принесли результатов. К слову, Гугл решает подобные проблемы даже в официальном порядке за 1−2 дня. Уверен, что Яндекс тоже может это делать. И более того — при необходимости проводить внутренние расследования, составлять черные списки частных и юридических лиц, которые были пойманы на мошенничестве, вместо того, чтобы снова и снова позволять им проводить рекламные кампании и принимать деньги, просто сменив домен сайта.
Сейчас, как и прежде, по сети гуляет и обслуживается Яндексом множество сайтов с ворованным у нас контентом. Содержимое неизменно. Меняются только домены.
По прошествии нескольких недель попыток получить помощь Яндекса в борьбе с мошенниками хочу обратиться к руководству Яндекс.Директа и Яндекс.Денег здесь.
Коллеги, каждую минуту, пока мошенники используют ваши сервисы, чтобы обманывать пользователей, вы им помогаете. Страдает не только наш бизнес, но и интеллектуальный труд экспертов, которые вложили свои знания и опыт в наши программы, страдают тысячи студентов, которые вместо нормального образовательного сервиса с проверкой заданий, дипломными работами, менторингом получают ворованный контент. Мы очень надеемся на вашу помощь в борьбе против интеллектуального воровства и мошенничества. Просьба принять меры и действовать в отношении мошенников быстрее и решительнее.
Ваш комментарий свидетельствует в пользу того, что поведение Яндекса в целом не является неэтичным. Речь идет о банальной экономии на модерации, что, согласитесь, не одно и то же, если бы Яндекс сознательно пытался заработать на пиратке, понимая, что это пиратка.
Пример с рекламой Азино777 тоже хорош. В США к этой проблеме много лет подходят ровно с противоположной стороны — наказывают финансовые сервисы и банки, которые допускают перевод денег в адрес онлайновых казино. Вполне справляются.
В целом, если говорить о пиратке, со стороны представляется следующая картина. Нетология не несет на самом деле тех убытков, о которых заявляет, но пытается пиариться на данной истории (идти в суд считает нерациональным в силу именно малых убытков — большинство купивших пиратку так и не стало бы никогда клиентами Нетологии). В свою очередь, Яндекс не совершает принципиально неэтичных или незаконных действий, но осознанно экономит финансы на модерации рекламы и клиентов платежных сервисов.
Вопрос в том, а почему Яндекс обязан увеличивать свои расходы в пользу защиты интересов Нетологии? При этом более-менее понятно, почему Яндекс таки должен увеличивать свои расходы для исполнения требований законов о рекламе и защиты нас всех от рекламы Азино777.