Яндекс раскрыл планы своего участия в российском высшем, дополнительном и школьном образовании на ближайшие три года. По словам главы группы компаний Тиграна Худавердяна поисковик намерен "отдать долги" российским учителям. Как пообещала глава российского Яндекса (и одновременно профессор кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ) Елена Бунина, в ближайшие три года поисковик потратит на образовательную инициативу 5 млрд рублей. Яндекс в контакте с Министерством Просвещения рассчитывает, что в 2022 году:
- 5 млн детей будут изучать 10 предметов по Яндекс.Учебникам (сейчас созданы задания для учебников по русскому языку и математике);
- 100 000 ИТ-специалистов выпустится из собственных или партнёрских образовательных программ Яндекса (это в 10 раз больше числа сотрудников Яндекса сегодня). 30 000 школьников научатся программировать в Яндекс.Лицее и IT-классах. 20 000 специалистов окончат профильные кафедры в партнёрских вузах. 50 000 специалистов пройдут профессиональную переподготовку в Яндекс.Практикуме;
- 500 тысяч учителей (примерно треть российских учителей, по состоянию на 2018 год) научатся работать с цифровыми образовательными платформами.
- Самое сложное образование Яндекс даёт в рамках Школы Анализа Данных. До 2022 года ШАД успеет выпустить 600 специалистов по машинному обучению мирового уровня, оценила потенциал Школы Бунина.
Гендиректор российского Яндекса отдельно подчеркнула, что мотивированные дети мотивированных родителей в Москве, Санкт-Петербурге имеют достойные образовательные возможности. В провинции это, часто не так, но Яндекс работает и за пределами крупнейших городов — уже сейчас Яндекс.Лицей охватывает 131 город. Ключевым звеном там зачастую является подготовленный учитель и учебные материалы.
Яндекс выпускает материалы для учителей в гибких форматах, где учитель может адаптировать задания (сейчас по русскому или математике) к местной специфике, что хорошо воспринимается учениками. Яндекс исследовал уровень подготовленности 6000 школьников и убедился, что использование его образовательных платформ действительно делает уровень подготовки учеников выше, чем обучение без них.
Презентация Образовательной инициативы Яндекса
Добавить 19 комментариев
Тут ещё есть прикол с грефовско-сберовской «Хорошколой»: https://horoshkola.ru/ — которая тоже про новое образование инклюзивного типа (для всех, а не для богатых буратин и их детей)
Похоже, что общение со Сбербанком для Яндекса ни разу не проходит бесследно.
Сомневаюсь, что дело в сбере, дело в том, что зарплаты у программистов в РФ очень хорошо растут за счет того, что программистам легко уехать на запад, там их ждут с распростертыми объятиями.
Яндекс просто решил вложиться в массовую подготовку новых кадров для сбивания уровня зарплат созданием массового кадрового предложения, вместо поднятия зарплат до уровня, делающим бессмысленным переезд заграницу.
Государству пора вводить крепостное право (ограничение на выезд), иначе яндекс и сбербанк своей образовательной программой начнут работать кадровыми пылесосами для долины.
Альтернативой крепостному праву может ликвидация олигархов как класса, тогда ресурсов хватит на том, чтобы кадры не уезжали.
Влезут админ ресурсом и бюджетами, попробуют монополию построить и сесть на гос деньги.
Сейчас сильный игрок https://uchi.ru/, его видимо будут отжимать.
Плюс еще сегмент подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, это смежная область, но другая.
Крепостное право тут может быть в единственном формате — закрытие границ, условно для всех, но это только ускорит конец
А мне наоборот показалось, что «Хорошкола» — это такой проект: «Моему ребенку негде нормально учиться, все школы говно, надо открыть свою, Нормальную школу». Наверное, изначально не было цели делать её прям элитной (хотя как же ребенок будет учиться с хулиганами и наркоманами — нужен отбор кандидатов).
И мы видим отбор, список ожидания, плату в 85 штук в месяц (очень инклюзивно, да). Но самое главное — школа расположена в Москве. Даже если бы она была бесплатной и брала всех желающих, только факт размещения в Москве уже отсекает 90% населения страны.
Вполне разумный подход, заполонить рынок предложением и обрушить зарплаты. Обучить надо 1 раз, а работать за копейки они потом будут всю жизнь, ибо если «правильно» обучить, то ТАМ они будут никому не нужны, а применить свое обучение смогут только в идеологически «правильных» компания (читай в Яндексе). Для этого всего то надо очень неправильно учить иностранным языкам и придумать какой нить вычурный доморощенный стек технологий, который еще и запатентовать чтобы он гарантированно нигде в мире (вне Яндекса) не применялся…
Более вероятно появление потом платформы для репетиторов а-ла Яндекс.Научу чему хочу и отжатием в свою пользу 30% выручки. Это тем более становится востребованным за счет ползучего перехода к платному среднему образованию.
Я общался с деятелями кто за Хорошколой стоит, планируется делать более инклюзивным
А то будет как с 57-й, конечно, где жёстким отбором достигают высокого уровня учеников, а задача системы образования, вообще-то, не в селекции, а в вытягивании троечников на уровень хорошистов, разумеется. Это и позиция Минобра
Поэтому никакая частная инициатива без инклюзивности на всю страну раскатана не будет. Хочешь делать сеть частных школ для богаты буратин — делай, но сам.
Пока что Яндекс провозглашает на удивление правильные вещи: автоматизация труда учителя: начиная просто от хороших современных материалов, которые, может, не сразу всем учителям доступны по стране, продолжая генерацией индивидуальных заданий под недотянутые темы каждому ученику, показ успеваемости по темам по классу (причем, как я понимаю, не для отчетности, а реальной). Это то, что, по идее, и должен делать любой хороший учитель, у которого достаточно времени и которого не отвлекают хернёй по вертикалям школа-минобразования, партком, родители-прокуратура и ещё непойми кто. Но учителя — самая забитая и бесправная категория, за счёт кторой выезжают все (в том числе и родители, которым некуда девать накопленное в жизни недовольство).
Потому что школьные распил-проекты мэрий по созданию порталов и онлайн-приложений и выдаче карточек ученикам обычно фокусируются на контроле прохода, формальных оценках («электронный дневник») и каких-то других непрактичных казённых вещах, которые не упрощают, а усложняют работу учителя (проверить тетрадки, отчитаться, проставить оценки в журнал, а потом пойти и ещё раз проставить оценки в электронный дневник). Это даёт немного больше прозрачности и немного помогает родителям (забыл записать домашку — можно посмотреть в приложении, если учитель не забыл туда ее забить). Но это никак не улучшает учебный процесс — как все «проходили материал» по учебникам Просвещение и Дрофа, так и проходят.
Моя гипотеза, зачем это делает Яндекс на таком ником уровне — они увидели нерешённую задачу, которую им решить — плёвое дело, программистам слегка размяться — а социальный выхлоп огромный. Даже если не получишь прибыли, можно неожиданно оказаться на таком месте в жизни страны, откуда тебя уже никто не сковырнёт. А может, и на другие страны получится отскейлиться. Непаханное поле радует земледельца.
>которую им решить — плёвое дело, программистам слегка размяться — а социальный выхлоп огромный.
Наверное у китайцев подсмотрели…
https://vc.ru/future/78721-iskusstvennyy-intellekt-vmesto-uchitelya-i-videonablyudenie-v-klassah-kak-kitay-menyaet-sistemu-obrazovaniya
> Наверное у китайцев подсмотрели…
Китайцы как раз идут не в том направлении. Их школьная система заточена на чудовищную нагрузку на детей под давлением сверхконкуренции. Кто не пробился наверх, тот неудачник и не вписался в социал-дарвинистское общество. А то, что внедряет их правительство в школах — тоже пока в основном распознавание лиц для контроля посещаемости и информирования родителей (которые потом ещё сильнее давят на детей). Кто там что думает или чувствует — никого не колышет.
Я писал совсем о другом.
Вы статью по моей ссылке явно не читали, там не про тотальный контроль, а про перспективы использования ИИ для индивидуализации обучения, когда каждый ребенок получает персонального учителя.
Считаю важным добавить
https://yandex.ru/company/press_releases/2017/0601
Опять денежки отмывают? не верю вообще вот в эти «подчачки»… Такой бред, это смешно даже становится)
> Вы статью по моей ссылке явно не читали, там не про тотальный контроль, а про перспективы использования ИИ…
Я прочитал её. ИИ — это тоже неверный подход, и даже в самой статье эксперты осторожно говорят об этом. Во-первых, какая цель стоит перед системой. Китайское общество ставит цель: «хочу чтобы именно мой ребенок был обучен лучше других, и чтобы на вступительных экзаменах из 20 кандидатов победил он». Для этого не нужен никакой ИИ, просто нанимаешь самых крутых учителей в самую крутую школу, и они индивидуально обучают, как дочек Грефа. Но на всю страну это не масштабируется, потом что место в вузе одно, а кандидатов 20, и 19 заведомо должны проиграть. Так что это путь в никуда.
Задача должна стоять: не как бы горстку отличников в ЦАО натаскать до эйнштейнов, а как уровень образования всех в стране дотянуть до какого-то приемлемого уровня. В том числе в самой дальней школе самого дальнего депрессивного райцентра. Для этого не нужно создавать личный учебный план и его удалённо контролировать. Не нужно натаскивать ИИ (ещё непонятно, на что он натаскается на маленькой и случайной выборке в малозаселенных регионах, скажем). И даже не нужно делать упор на сдачу экзаменов. Потому что вузов в стране много, а студентов мало. Конкурс всё равно будет небольшой, проблемы поступить в России нет, в отличие от Китая или Кореи. Что нужно сейчас — хотя бы проапгрейдить школы до более современного уровня. Это даст большой эффект. Это не потребует гигантских расходов. Исключение тупой рутины сэкономит время учителю и заодно сделает его работу интереснее (больше времени на детей и творчество). ИИ наверное тоже не повредит, но это пока не самое важное.
>Китайское общество ставит цель: «хочу чтобы именно мой ребенок был обучен лучше других, и чтобы на вступительных экзаменах из 20 кандидатов победил он»
Вы вероятно, путаете Китай с закрытым СССР-ом. Те у кого в Китае есть деньги, работают на сверхконкурентный международный рынок, у Китая нет углеводородов чтобы вариться в собственном соку.
Китайским детишкам не просто в китайский вуз надо попасть, но и в условный MIT.
>а как уровень образования всех в стране дотянуть до какого-то приемлемого уровня.
Только ИИ способен это сделать, так как к каждому учителя не представишь, а всех под одну гребенку не эффективно для международной конкуренции.
ИИ + хороший преподаватель дадут возможность это сделать.
> Исключение тупой рутины сэкономит время учителю и заодно сделает его работу интереснее
Это совершенно не гарантирует, что учитель сэкономленное время потратит на учеников, а если он не будет писать отчеты, как тогда его проверять и контролировать? Усилением ЕГЭ?
>ИИ наверное тоже не повредит, но это пока не самое важное.
Реальность оказывается значительно скромнее ожиданий, если у вас скромные ожидания, то реальность будет сплошная грусть.
Необходимо делать ставку на самые обещающие технологии, чтобы получить хоть что-то в масштабах страны, т.е. делать ставку на ИИ.
ИИ не рождается сразу умным и всезнающим. Его надо на ком-то обучать. Вы не верите, что в нашей стране люди могут поумнеть («не гарантирует, что учитель сэкономленное время потратит на учеников, а если он не будет писать отчеты, как тогда его проверять и контролировать?») — а в кого тогда ИИ умным будет? Вера в ИИ — это какая-то вера в волшебство. Никто в мире не знает, как сделать из детей умных, хорошо обученных людей, есть только гипотезы.
>Вы не верите, что в нашей стране люди могут поумнеть
Я не верю, что такие базовые черты нашего народа как ленность, можно победить пустив дело на самотек, т.е. перестать контролировать.
Если учитель получит больше свободного времени перестав писать отчеты, то у него появится больше времени на зависание в соц. сетях или еще 100500 вариантов убить время.
>Вера в ИИ — это какая-то вера в волшебство.
Я верю в ИИ также, как верю в станок с ЧПУ, т.е. в технологию которая станет мощным инструментом во всех сферах человеческой деятельности, начиная от медицины и образования, заканчивая обороной.
>Никто в мире не знает, как сделать из детей умных
В этом нет никакого смысла, так как наш народ талантливый и умный от природы, нужно только взять под контроль лень и насытить мозги разнообразной информацией.
Мозг (подсознание) для вырабатывания какого-либо решения должен опираться на что-то.
Система образования должна выявлять способных детей к тому или иному делу. Образование должно быть максимально разнообразным (как можно больше предметов необходимо преподавать в школе), чтобы ребенок понял к чему тяготеет, что ему любо.
Если система образования поможет людям находить дело по душе, то так можно будет решить традиционно трудный русский вопрос — лень!
Что главнее, качество использования человеческого потенциала страны взлетит многократно при увеличении процента людей занимающихся тем, к чему они тяготеют.
Вот это социальная ответственность бизнеса! Вкладывать в развитие образования напрямую интересная практика, которая используется в мире. Это даст мощный толчок образованию, в частности в ИТ сфере