Компания Александра Амзина "Алекс и Алекс" исследовала длину русских заголовков и новостных текстов на примере Lenta.ru и NewsRu.com. Считается, что этот параметр прямо влияет на понимание текстов читателем. Так, в таблоидах число слов в предложении легко опускается ниже 12, что облегчает восприятие написанного SMM-менеджерами-семиклассниками. А для деловых газет, для юридической практики или великосветского общения (оно знакомо по архивам доинтернетных изданий и эпистол) число слов в одном предположении легко достигает 30 более.
Исследование выявило, что в обследованных изданиях изменения длины были не случайны, а укладывались в два тренда. Для Lenta.ru во второй половине "нулевых" годов характерно постепенное сокращение "среднего предложения". Анализ 460 тысяч предложений показал, что с июня 2005 по июнь 2009 длина упала почти на четверть и стабилизировалась на уровне 14,5–15 слов на предложение.
У NewsRu.com длина предложения колеблется между 17,26 и 18,59 словами. На графике за 5 расчётных периодов (полугодий) можно обнаружить как рост средней величины, так и период стабильности или даже падения.
Заголовки исследованных изданий различаются. И длиннее, и сложнее они оказываются у NewsRu.com. Распространенные и сложные предложения в заголовках дают среднюю длину в 9,64 слова. У Lenta.ru с 1999 по 2009 год в заголовках было от 6,66 до 7,71 слов. При этом заголовок образца 2009 года на 11% короче заголовка 2004 года.
Частотный словарь русского языка (без учёта новостной специфики) утверждает, что средняя длина русского предложения 10,38 слова.
Компания "Алекс и Алекс" основана в 2011-м году автором книги "Новостная интернет-журналистика", преподавателем кафедры новых медиа на журфаке МГУ и бывшим сотрудником Lenta.ru Александром Амзиным. Специализация компании — консалтинг, редакционные тренинги, аудит контента и редакционных процессов.
2Александр Дюма: не слабо, причем что-то подобное (анализ по корпусу) уже делалось. Другое дело, что у Донцовой не новостные тексты. Навскидку — там много диалогов, коротких реплик, нет ссылок на источники, указаний полных должностей и названий организаций. Длина заголовка связана в первую очередь с редакционной политикой. Когда верстка начинает определять, как писать заголовки, это нездоровая ситуация. Соответственно, решение о «перевороте» принимает не гендир, а главред. Сейчас уже трудно сказать, что именно изменилось в 2006 году, но можно быть уверенным — чем дальше, тем большую роль в работе российских интернет-СМИ играют четкие форматы и контроль продукции. Это в начале нулевых можно было писать, как бог на душу положит. Сейчас единообразие, как и правильная поэлементная разбивка сообщения, играет огромную роль. ps. Не выдержал, закинул «Черта из табакерки» Донцовой в считалку. Всего предложений: 8294.Среднее число слов в предложении: 9.81. Ожидаемо и показательно. Александр Амзин