Инвестор года: автопроизводители
Эта сделка еще только анонсирована, но Volkswagen, BMW и Daimler намерены купить картографический сервис Here (бывший Nokia Maps). Речь идет о за 2,8 млрд евро, а сделка должна быть закрыта в первом квартале 2016-го.
Интерес к такому активу говорит о востребованности картографических данных в бизнесе.
Очевидно, что и спрос, и стоимость проектов в нашей области будут расти. Картографические сервисы в будущем могут дать пользователям больше актуальных данных об общественном транспорте, количестве свободных мест на парковке или месте, где вы оставили машину, — такую информацию удобно и логично получать с нашей помощью.
Человек и CEO года: Шахар Вайсер
Его компания инициировала революцию на рынке транспортных услуг и стремительно растет, но этот не мешает ей меняться и совершенствоваться. В этом году они провели ребрендинг, став Gett, и заявили о планах по выходу на новые рынки.
Позиция Шахара симпатична тем, что она не основана на стремлении обыграть всех и вся.
Им движет идея, что личный автомобиль в больших городах сегодня можно заменить. Речь даже не столько о такси, сколько о возможности сохранить комфорт, свойственный личному авто, избавившись при этом от головной боли с поиском парковок и хороших автоцентров. Причем возможность эта не стоит больших денег, а значит, доступна многим.
Запуск года: Periscope
Казалось, Twitter должен был придумать такое приложение — и в итоге он приобрел Periscope.
Рост популярности таких сервисов - это в определенном смысле революция.
Если раньше видеотрансляции были доступны только профи с дорогой техникой или просто требовали денег, теперь их может вести практически любой. Достаточно мобильного устройства - и вот ты уже в эфире, причем можешь вещать на пользователей со всего мира.
Цифра года: MAU
С декабря 2014-го по октябрь 2015-го месячная аудитория наших собственных продуктов выросла на 40% и составляет около 29 миллионов человек.
А если учитывать партнерские сайты, использующие карты и каталоги организаций от 2ГИС, у нас уже 43,4 млн пользователей.
Успех компании: шины, деньги, Астана
Про шины. Мы остаемся информационным сервисом, который помогает сориентироваться в городе, найти организацию, построить маршрут. Но, конечно, тестируем и другие модели. В этом году появилась возможность выбрать, сравнить и заказать товар. Это эксперимент: если он пойдет успешно и понравится аудитории, расширим его на другие сегменты.
А начали мы с автомобильных шин - это та категория, где поставщики продают одинаковый товар, поэтому их удобно выбирать и сравнивать цены в онлайне.
В принципе, мы и раньше предлагали больше, чем просто поиск и ориентирование. Например, уже сотрудничаем с Booking.com и даем возможность забронировать номер в выбранной на 2gis.ru гостинице.
Про деньги. 16 лет мы развивались без привлечения инвестиций.
Когда появилась первая версия 2ГИС в 1999-м, мы не регистрировали компанию для развития сервиса еще пять лет. Почему? Все это время мы экспериментировали. Конкурентов не было, на кого ориентироваться, в каком направлении двигаться – все это было непонятно. И мы нащупывали вектор методом проб и ошибок.
Потом бизнес встал на ноги и появилось понимание, что, как и за какие деньги нужно сделать. Но очевидно - все это нужно создать в крайне сжатые сроки, не потеряв при этом в качестве. В нашем случае привлечение инвестиций - осмысленный шаг. Важной задачей компании стало развитие продуктов, и мы будем активно вкладываться в это направление.
В частности, на 25-30% расширим штат разработчиков.
Второй важный момент – нам очевидно нужно усилить продвижение в европейской части России. Функционально 2ГИС не уступает, а в чем-то, на наш взгляд, и превосходит международные сервисы.
За Уралом и в Сибири мы уже стали таким стандартом для ориентирования и поиска организаций в городе. Но вот в столицах, например, узнаваемость сервиса все же оставляет желать лучшего - хотя и растет.
Про Астану. В этом году мы пришли в Астану и Бишкек: и в Казахстане, к примеру, сервис уже пользуется лояльностью местных жителей.
Но хотя 2ГИС охватывает города в девяти странах, за пределами России у нас пока есть только франчайзи-партнеры. Подняв инвестиции, мы хотим усилить собственное присутствие за рубежом, открывая там свои филиалы.
Неудача компании: релизы откладываются
К сожалению, вышли не все релизы из запланированных в этом году: в частности, мы не успели выкатить новый 2ГИС для Android.
Стартап года: i’way
Хотелось бы отметить наших земляков — новосибирскую компанию. Ребята занимаются трансферами в аэропорты по всему миру, стремительно наращивают оборот, а в этом году выпустили новое приложение.
Закрытие года: “Трансаэро”
Закрытие второго по масштабам игрока на рынке случается не каждый год. И это сильно скажется на авиаперевозках - “Трансаэро” обслуживала огромное количество человек.
Мне эта новость интересна, потому что в этом году наша компания стала ближе к авиации: мы стали показывать карты терминалов “Шереметьево” и “Толмачево” (Новосибирск) в мобильной версии 2ГИС. Со временем список аэропортов расширится.
Компания года: “Победа”
«Победа» - единственный на сегодня отечественный лоукостер. В этом году они впервые запустили международные рейсы. На общем фоне это позитивное и важное событие для многих россиян: путешествия на дальние расстояния могут стать более доступными.
Сделка года: $1,2 миллиарда
Продажа контрольного пакета Avito.ru южноафриканскому холдингу Naspers за такую сумму. Ни прибавить, ни убавить.
Скандал года: войны таксистов
На рынке такси продолжаются ценовые войны: технологии стремительно меняют его, значительно снижая стоимость поездки и зачастую вызывая недовольство действующих игроков.
Вспомните, до чего доходило во Франции. Этим летом тысячи таксистов протестовали против UberPOP, работавшего с водителями без лицензий. Они перекрывали дороги к аэропортам и вокзалам Парижа, жгли покрышки и переворачивали машины водителей Uber.
Тренд на годы: офлайн и indoor
Картографические сервисы стали больше внимания уделять офлайну. Мы в тренде — все мобильные приложения полноценно работают без доступа к сети. При этом в некоторых областях мы остаемся единственными. Например, до сих пор только у нас можно найти интерактивную подсказку, в какую дверь здания войти, чтобы попасть в нужный офис. Сегодня это одна из самых популярных кнопок в карточках организаций.
Картография становится более сложной технологически и более универсальной с точки зрения пользователя. Она будет решать больше вопросов, чем раньше.
Развивается indoor-навигация, и у этого направления есть большой потенциал. Мы тоже идем в эту нишу, запустив проект с торговыми центрами – сейчас мобильный 2ГИС показывает карты этажей более 200 торговых и выставочных центров в России и за рубежом.
Инструменты года: Trello, Tilda, Telegram
У нас в компании закрепились “три T”.
Trello – для управления командной работой над проектами, Telegram – для общения между сотрудниками, Tilda – для публикации внутренних продуктовых дайджестов и проектов.
Тренд года: бизнес становится социальнее (во всех смыслах)
Во-первых, бизнес в России все активнее общается с клиентами в сети: на многих сайтах появились онлайн-консультанты, растет число компаний, которые отвечают на отзывы пользователей. Как пример, за последний год вдвое выросло количество представителей компаний на нашем сервисе отзывов Flamp — теперь их 35 000.
Кризис в экономике играет положительную роль в том смысле, что заставляет компании бережнее относиться к каждому клиенту.
Во-вторых, растет внимание бизнеса к социальным и благотворительным инициативам. Эта тема уже перестала считаться табу в публичном поле. И это хорошо – наши дети должны видеть положительные примеры.
Так, Facebook заявил о планах добавить кнопку для пожертвований, а Марк Цукерберг после рождения дочки написал, что готов отдать 99% своих акций ради будущего детей.
Есть интересный российский благотворительный опыт: Aviasales и фонд «Подари жизнь». Они выпустили приложение, позволяющее сделать пожертвование в помощь больным детям.
Добавить 1 комментарий
Хороший, вдумчивый анализ.