Для того чтобы лучше понимать о чем пойдет речь, сначала можно ознакомиться с текстом интервью Михаила Чупы, директора группы онлайн-сервисов Msn.ru.
Основные тезисы Михаила следующие:
1) Локальные игроки считают Msn.ru серьезным конкурентом, из-за чего сайт сталкивается с бойкотом со стороны основных рекламных площадок.
2) К 2010-му году произойдет консолидация рынка и смена владельцев ряда проектов. Поэтому Microsoft точно получит свою долю в 30 процентов рынка.
3) Через три года количество мобильных телефонов превысит количество компьютеров в 3,5 раза, поэтому мобильный Интернет будет составлять большую долю рынка
4) Наличие сервисов, которым нет аналогов у конкурентов (Windows Live Writer, «События» или «Календарь») - это все явный плюс для Microsoft.
5) Эксклюзивные видеоматериалы западных звезд помогут развить видеохостинг.
На самом деле, оптимизм Михаила Чупы далеко не всегда оправдан, а некоторые вещи в его рассказе, или имеют куда большее значение, чем придается Михаилом, или выглядят очень странно. Рассмотрим тезисы Михаила по пунктам.
1. Нас никто не любит. Совершенно ясно, что компаний, которые готовы считать Msn.ru конкурентом, в России ровно три штуки. Это "Яндекс", "Рамблер" и Mail.ru. Но совершенно непонятно, почему бойкот с их стороны, мешает Msn.ru покупать рекламу на других площадка. Компания уже сотрудничает с "Бегуном", из года в год проводятся офлайновые рекламные кампании мессенджера, так в чем же тут загвоздка?
Что мешает, вдобавок к нынешним объемам, докупить рекламы в интернет-СМИ, чем не гнушается Google, который пачками, с начала лета, закупает рекламные площади?
Ситуация непонятная. Поэтому, при всем уважении к Microsoft, складывается ощущение, что когда речь идет о бойкоте - компания лукавит. Отказ в размещении баннеров, со стороны большой тройки, может быть и был, но то что Microsoft не может вобще просочиться в Рунет - это очень странно. Скорее всего, речь идет или о неудачной попытке отрекламироваться на тех площадках, где места расписаны на год вперед или о том, что условия самих площадок, в том числе и финансовые, не устроили Microsoft.
Вообще странным кажется выбор "крупнейших площадок Рунета" для рекламы сайтов Microsoft. Это должен быть какой-то очень хитрый и липкий сервис, на который сразу же перетечет аудитория с других почтовых сайтов и поисковиков. Пока же такой притягательной способностью сервисы Live!, мягко говоря, не обладают.
Здесь "клейкость" - это способность сервиса удерживать у себя аудиторию. Она значительно отличается для разных типов сайтов. Практически нулевая клейкость у медийных сайтов, намного выше она у сервисов, которые завязаны на личную информацию пользователя: почта, фотоальбомы, социальные сервисы, мессенджеры.
2. Мы можем все купить. Пожалуй вариант, при котором к 2010-му году произойдет консолидация рынка - наиболее вероятен, если Microsoft всерьез рассчитывает выполнить свой план. В этом случае ей надо купить кого-то из игроков большой тройки и постараться его интегрировать в себя без большой потери аудитории. Наиболее понятным вариантом для покупки становится "Рамблер". Он имеет пристойную аудиторию и, теоретически, его можно будет разогнать, для получения большей доли на рынке. Но и тут придется долго возиться с приведением дел в порядок, а время для "Рамблера" сейчас движется слишком быстро.
3. Чтобы стать лидером, нам достаточно захватить половину мобильного Рунета.. Что касается мобильного Интернета, то здесь самый любимый довод пиарщиков светлого будущего, это то, что мобильных устройств на руках у пользователей много больше, чем компьютеров. Это чистая правда - в семье, где есть компьютер, мобильные телефоны есть у каждого. А то и еще каке-нибудь устройства, которые умеют выходить в сеть.
Но при этом чистой правдой является и то, что компьютер без Интернета сейчас нонсенс, а вот телефон, умеющий только звонить - это нормально.
Еще надо вспомнить, что множество телефонов, даже с возможностью выхода в интернет, используются лишь для того, чтобы звонить. Помимо этого, большим недостатком мобильных сайтов является их меньший формат и, соответственно, невозможность показывать много рекламы. Даже появление и распространение сетей связи третьего поколения не решит данную проблему, так как она связана с физическими размерами корпуса аппарата.
4. Мы очень мультисервисная компания. Наличие у Microsoft большого числа сервисов можно считать преимуществом лишь в том случае, если люди ими пользуются. Для этого необходимо, чтобы было удобно пользоваться поиском от одного провайдера, почтой от него же и так далее.
В жизни это не всегда так (опять же, вспоминаем про "клейкость" сервисов) - у "Яндекса" прекрасный поиск, такой же как у Mail.ru. У него прекрасная почта, которая, по количеству рекламных баннеров, рвет почту Mail.ru как Тузик грелку. Но при этом, почтой "Яндекса" пользуется в несколько раз меньше людей, чем почтой Mail.ru.
Суть приведенного выше примера проста: люди часто выбирают разные сервисы у разных провайдеров. Поэтому то, что у "Яндекса" сейчас нет мессенджера - ровно ничего не значит, и не дает Microsoft никаких преимуществ. Ей все равно придется с кем-то конкурировать. Так как помимо "Яндекса" в Рунете есть Skype, ICQ с кучей сторонних клиентов, Mail.ru-Агент и другие, более экзотичные звери. У того же "Яндекса", справедливости ради, есть возможность использования пользовательских аккаунто в Jabber-клиентах.
Поэтому вариант, когда люди говорят: "О, какой хороший офисный пакет у компании, наверное и онлайн сервисы будут хорошими!" практически не бывает. Иначе бы в России были бы очень популярны онлайновые словари Abbyy и веб-антивирусы "Лаборатории Касперского".
Будут ли люди пользоваться поиском Microsoft, если он плохо ищет по Рунету? Едва ли. Будут ли они пользоваться сайтом Msn.ru, который хостится в такой космической дали, что пользователи должны ждать его загрузки несколько десятков секунд? Не будут. Аналогично и с другими сервисами. Факт наличия в портфеле у Microsoft какого-то инструмента, далеко не ценен сам по себе. Развивать его, в любом случае, придется самостоятельно, как и думать об его убойных приложениях на местности. А самостоятельная работа в локальных офисах западных компаний представляет определенные трудности.
Всеволод Леонов, директор по маркетингу Msn.ru, когда я спросил у него, собирается ли компания делать что-нибудь с доступностью Msn.ru, бодро ответил "Смените провайдера!". Очень похоже на ответ "Проблема на вашей стороне". Может оно и хорошо для пиара, но сайт-то быстрее работать не станет. Особенно, с тем количеством редиректов, которое приходится на сайт Msn.ru, да и еще с его британским хостингом. Пользователь не будет решать проблему доступности Msn.ru - он постарается найти интернет-СМИ, которое работает несколько быстрее тормозящего.
5. У нас есть эксклюзивный контент. Эксклюзивный контент, которым может похвастаться Video.msn.ru, это действительно хорошая штука. Беда вся в том, что он не локальный. Аудиторию же, в первую очередь интересуют именно местные исполнители. И, соответственно, местный контент. Именно с этого всегда начинает iTunes, когда открывает какой-то локальный магазин - он покупает местный контент. А Comedy Club, который есть у Youtube, и у Mail.ru и на всех остальных хостингах, очень сложно отнести к эксклюзиву. Систематического же восприятия как крутого видеохостинга, без трансляции местных событий, добиться практически невозможно. Обязательно здесь обойдет кто-нибудь, кто пошустрее. Например - Rutube, который освещает сейчас практически все интересные интернетчикам события.
Новое руское резюме. На данный момент Microsoft выглядит как новый русский, который заехал далеко в провинцию, и не понимает, почему ему не оказывают должного уважения. Не подносят самый дорогой виски в магазине, не пакуют продукты в пакеты. И непонятно почему - я же такой клевый, богатый и самый лучший.
Оказывается, что нет, не самый клевый. На селе - да, самый богатый. Но вот почту лучше баба носит местная баба Маша, а лучшая ищейка в деревне - такса "Яша". И чтобы здесь быть лидером, надо не просто давить массой или деньгами, а действительно создавать сервисы, чье преимущество в каждой нише, которую ты пытаешься занять, будет бесспорным, а не продвигать свой vision, присланный из Редмонда по разнарядке.
Чтобы переломить ситуацию с популярностью существующих локальных сервисов, необходимо уделять внимание глобальной заточке собственных под местные условия, что привлечет местную аудиторию, да и потом еще долго-долго надо еще будет работать над уместными в текущей ситуации маркетинговыми ходами, а не закидывать всех шапками.
Иначе, к 2010-му году придется выбирать кому суждено помереть, за некачественно выполненную работу - ишаку, эмиру или самому Ходже Насреддину.
Юрий Синодов (sinodov@roem.ru)
> Я еще помню времена, когда великая поисковая тройка > Буржунета включала двух понятно кого и ask.com А не помню таких времен, по-моему, их никогда не было. MSN Search всегда имел свои (грубо) 10%, даже во времена AltaVista, потому хотя бы, что всегда был default-ным поиском, поиском при опечатках в URL и тд. При этом движок у них был всегда (вплоть до перехода на свой собственный) Inktomi-евский. По-моему, они его никогда не меняли, и даже когда тот стал называться Yahoo! Search, еще целый год им пользовались, если не больше. Читаю внимательнейшим образом searchenginwatch, подписан на их рассылку с 1998 года, она у меня все в архиве, если что, обращайтесь.