Apple Music повторила финт Google-2014 и не купила The Prodigy, Radiohead, Адель и остальные записи 20 тысяч инди-лейблов

Развитие событий: Apple испугались Taylor Swift и тысяч инди-артистов и заплатят им роялти из своего кармана (22 июня 2015)

"Не рассчитывайте услышать Адель, Arctic Monkeys и The Prodigy в Apple Music", — заявили изданию musicbusinessworldwide.com (MBW) источники знакомые с ходом переговоров между агрегатором прав на музыку Merlin и корпорацией Apple. Несколько человек утверждают, что переговоры провалились и теперь Apple пытается заключить прямые соглашения с отдельными независимыми лейблами.

Merlin объединяет более 20 тысяч правообладателей — один из источников MBW заявил, что неприятие контракта Apple агрегатором типично для представленных в нём лейблов: "никто это не подпишет".

Камнем преткновения стала идея Apple забрать музыку Merlin бесплатно. Корпорация, по словам источников MBW, не намерена платить за слушателей подключившихся на первые 3 тестовых месяца в Apple Music.

"Мы привыкли помогать бесплатными тестами, когда судьба стриминг-сервиса непредопределена", — рассказал MBW глава одного инди-лейбла — "Но это Apple, с сотнями миллионов подключённых пользовательских кредитных карт. И он не предлагает вообще никаких компенсаций лейблам, которые помогут ему продавать гаджеты — это разочаровывает чрезвычайно".

Merlin передаёт права на записи (агрегатор не торгует и не преследует целей собственного заработка и лишь соединяет инди-лейблы с площадками) в Spotify, Deezer, Pandora, Google (с которым инди-лейблы конфликтовали в 2014, о чём ниже) и другим, в том числе некоторым российским площадкам. Среди излюбленных лейблов, в том числе российскими слушателями, в каталоге Merlin есть: XL, Domino, Matador, Rough Trade, [PIAS], Ninja Tune.

Apple Music и инди-музыка
XL Recordings выпускает или продаёт записи: Adele, Radiohead, Sigur Rós, в длинном списке есть и The Prodigy

По статистике 2013 года Merlin представлял интересы 120 тысяч независимых лейблов, агрегаторов прав и других структур из 35 стран. Каталог Merlin 2 года назад насчитывал больше 3 миллионов треков. Apple Music заявила, что в ней будет 30 миллионов треков, без детального объяснения, что это за музыка, хотя контракты с мейджер-лейблами (и совладельцами Spotify в одном лице) у Apple Music, по данным MBW, заключены.

Абсолютный рекорд принадлежит музыкальным сервисам Microsoft, они лицензировали 38 миллионов записей на 2014 год — впрочем рекорд не помог стать MS заметным явлением на музыкальном рынке.

Как разработчики стали первыми и единственными слушателями музыки Microsoft → Roem.ru

"3 миллиона треков" под управлением Merlin приходится считать востребованными, актуальной музыкой. В 2013 записи полученные площадками через Merlin занимали больше 10% глобального цифрового рынка (из 30, max 38 миллионов треков всего), по данным самого агрегатора.

Отсутствие записей Merlin, недостача 10% треков, в сегодняшней ситуации, приходится рассматривать, как угрозу, куда большую чем сжавшаяся на 10% выручка. У конкурентов Apple Music актуальные независимые артисты есть.

Потребительский выбор стоит двояко: покупать подписку или слушать бесплатно с рекламой музыку у кого-то из старых игроков? Или платить Apple Music, где некоторых записей заведомо не хватит?

Merlin лицензировал записи для Beats Music — этот стриминговый сервис и бренд электроники Apple купил в прошлом году. К 2015 Apple iTunes Radio и Beats Music возглавляются одним офисом и директором Айаном Роджерсом, но в настоящий момент ещё работают, как независимые друг от друга, с точки зрения слушателя, площадки. На последней презентации Apple не сделал никакого акцента на Beats Music — относительно Apple Music это теперь второстепенный проект.

В 2014 году с объединениями инди-правообладателей не смог договориться Google. В планах корпорации уже несколько лет значится платный и ориентированный на музыку YouTube. Запуск проекта постоянно переносится, в последних анонсах он сместился с начала 2015, на конец года.

Google планировал платить инди-правообладателям больше чем Apple "в первые три месяца". Однако по идее 2014 года стоимость инди треков должна быть меньше, чем у треков мейджеров, рассказывала ассоциация WIN и музыканты.

Самым заметным был рассказ канадской виолончелистки Зои Китинг (Zoe Keating), собравший десятки тысяч перепостов и лайков → Roem.ru

Google угрожал стереть с YouTube клипы инди-музыкантов если правообладатели не согласятся на условия Google. До сих пор не стёр, но и сервис YouTube Music Key из бета-версии вывести не смог, а по итогам 2014 года YouTube заплатил правообладателям в 2 с половиной раза меньше, чем сравнительно небольшие, по числу подписчиков, компании Spotify, Deezer и все остальные их конкуренты вместе взятые.

YouTube попался на шантаже музыкальных инди-лейблов → Roem.ru

P. S. Сервисы, лейблы, агрегаторы лицензируют треки с прицелом на отдельные страны. Поэтому рекордные 30—38 миллионов записей никогда не обозначают, что все они доступны в любой стране, где работает стриминг: российскую поп-музыку необязательно лицензировать в Лаос, а камбоджийскую в США.

Инди-лейблы не обязаны отдавать записи на все страны присутствия именно через Merlin. Иногда, на национальных рынках, заграничных инди-производителей представляют те же мейджеры. Какие-то записи из каталога Merlin могут появиться где-нибудь в каких-нибудь из 100 стран присутствия Apple Music, но не во всём сервисе.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    AlexNikolaev

    Илья, спасибо за развёрнутый ответ.

    Ценю Ваши знания. Это действительно редко на рынке.

    Должен отметить, что речь идёт всё-таки о Trial периоде и на это время они просят каникулы. Это нормально в переговорах.

    Я работал с Merlin в ежедневном контакте более двух лет, оказывая услуги компании Zvooq, неоднократно встречался с не многочисленными сотрудниками это интересного «агрегатора агрегаторов». Мои слова по поводу обзвона не голословны. Приходилось это делать лично. Знают от коллег с других площадок, в том числе зарубежных, что я не одинок в этом.

    Также проводил консультации для компании Google в период предстартовой активности. Вся проблематика схожа.

    В нашем же частном деловом разговоре с Ben King (региональный директор лондонского офиса Itunes) услышал и их точку зрения о тактике взаимоотношений с правообладателями. Должен сказать, что я их понимаю.

    При обучении отдела продаж Black Star Inc, мы неоднократно коммуницировали с Itunes по ряду сложных и весьма спорных вопросов, должен отметить, что их реакция всегда была открытой, быстрой, точной и без лишней бюрократии. Кроме того, сборы по смежным с Itunes действительно имеют определяющее значение, как на Российском так и на мировом рынке. Поэтому ребята, диктуют законы.

    Что касается отчётности музыкальных сервисов. Вы будете удивлены, но это всегда проблема, как ни странно. Потому многи пользуются сторонними компаниями для создания отчётов.

    Конечно, Вы понимаете, что смежные — только часть активов, содержащихся в треках. Есть ещё авторские (в нашем случае — механические), так вот Itunes, как и многие другие сервисы не покрыт авторскими на 100%, то есть не может отчитываться перед авторами за механику ( mechanicals ), не имеет договора с ними. Это нарушение и большая проблема. А это около 10% цены трека. В Британии, к примеру, этими сборами занимается PRS fro music (точнее MCPS), у нас РАО на это не аккредитовано. И если у независимого автора нет паблишера ( музыкального издательства, не рекорд-лейбла), имеющего договор с Itunes (а лучше с каждым из многочисленных сервисов), то его деньги остаются в Itunes (до нахождения возможности выплатить). Вот об этом многие действительно не знают и не претендуют на эти выплаты, а срок исковой давности ограничен.

    Важны детали. Именно поэтому я предлагаю помощь, пожалуйста не воспринимайте это предложение иначе, чем помощь.

    С уважением
    Николаев А

Добавить 6 комментариев

  • Ответить

    Вчера вечером прошла реплика, что в Merlin обратился кто-то из других сервисов и тоже заявил — а давайте на период «тестовая бесплатная подписка» мы тоже не будем вам платить ничего? Дурной пример заразительный. Люди были фраппированы. Кто именно припёрся перенимать бизнес-практику Apple — не писали. Причём платят-то — гроши. Но, ясное дело, лучше не платить ничего.

  • Ответить

    Друзья, в статье есть некоторые не точности. Возможно это связано с переводом. Возможно, это редакторская правка, подменившая некоторые понятия.

    Один из моментов — Merlin очевидно требует минимальные гарантии ( авансы ), которые Apple не платит согласно политике компании. Речь вряд ли идёт о совсем бесплатном использовании треков, а о расчёте по истечении отчётного периода согласно модели «разделения дохода».

    Кроме того, Merlin действует как организация, представляющая интересы правообладателей, но не предоставляющая непосредственно контент. Они рассылают членам своего сообщества оферту, которую те не всегда читают, и, соотвественно, не реагируют на запросы музыкальных сервисов ретейлеров о доставке. То есть ретейлер вынуждем всё-равно обзванивать правообладателей, убеждать их в целесообразности доставки контента. А на это может уходить больше времени, чем срок действия договора с Авансовыми платежами. Имеея опыт работы как со стороны правобладателя, так и со стороны сервиса, я понимаю, если честно, позицию Apple

    Буду рад быть полезным, если Вам понадобятся консультации, или экспертное мнение по схожим вопросам.

    С уважением
    Алексей Николаев
    http://www.insimple.ru

  • Ответить

    Алекс, я тоже проконсультирую вас со своей стороны, как автор. Неточностей в статье нет.

    Как вы видите, в начале материала стоит ссылка http://www.musicbusinessworldwide.com/apple-music-contract-fears-grow/ — каждый желающий может прочесть в оригинале, что Apple даёт ноль. Как вы можете прочесть, речь идёт о том, что Apple не даёт ничего. Речи о том что инструментально трудно отмерить 3 месяца и заплатить — не ведётся вообще.

    А если бы и велись такие разговоры — то это просто позор. Компьютерная компания не умеет сделать базу данных и отмерить 3 месяца. Ага, верю верю! Но таких разговоров нет.

    Кроме того, как вы могли прочесть в новости (прямо в начале), я пишу, что: агрегатор не торгует и не преследует целей собственного заработка и лишь соединяет инди-лейблы с площадками, — поэтому ваши «поправки» Кроме того, Merlin действует как организация, представляющая интересы правообладателей, но не предоставляющая непосредственно контент — не имеют смысла — об этом сказано.

    Насчёт мифического «обзвона». В целесообразности крутого бизнеса никого убеждать не надо. Не бывает ни одного лейбла, что не слышал бы насчёт Apple.

    Насчёт мифического «обзвона 2». Если вы когда-нибудь находили ошибки в названиях треков и тому подобные в российских Deezer и Яндекс.Музыке и пытались их исправить — вы наверняка знаете, что европейские правообладатели лейблы и близко не знают о существовании своих треков где-то там. В нашем случае — в РФ (а у Apple будет 100 стран). Абсолютно лицензионных тректов. Им можно сказать, что на российском Deezer ошибка — а они не знают о том, что их музыка в Deezer и Яндекс.Музыка вообще существует. Я пробовал.

    Я говорю, сейчас, как раз об инди-лейблах и их записях. То есть они возлагают право сделать размещение на агрегатор, а не болтают по телефону с площадкой.
    Apple технически-инструментально не может говорить с 120 тысячами правообладателей — это бред. Apple может только заявить, что денег не дадим, что и было сделано.

    Кроме того с тех пор вышло ещё несколько публикаций. В частности выяснилось, что в лейблах поняли, что в первые 3 месяца, бесплатные для любого слушателя, продажи файлов рухнут. Их не надо будет спешить покупать, раз они есть. Лейблы заявили об этом наглым докторам дре в Apple. Это на отдельную новость пока не тянет, но как развитие событий, суть идей Apple, вполне, ознакомьтесь:

    http://www.musicbusinessworldwide.com/apple-music-3-month-trial-is-worth-4-4bn/

    С уважением.

  • Ответить

    Про инди-лейблы часто думают так: с крупняком договорившись, мы просто прогнём их под свои условия. В самом деле, 10%, куда они денутся.

    Но нет. Потому что у инди-лейблов есть лояльная аудитория и необходимость окупать музыку, которая прям щас пишется. В отличие от тех, кто просто сидит безразлично на горе музыки, записаной другими людьми.

  • Ответить

    Илья, спасибо за развёрнутый ответ.

    Ценю Ваши знания. Это действительно редко на рынке.

    Должен отметить, что речь идёт всё-таки о Trial периоде и на это время они просят каникулы. Это нормально в переговорах.

    Я работал с Merlin в ежедневном контакте более двух лет, оказывая услуги компании Zvooq, неоднократно встречался с не многочисленными сотрудниками это интересного «агрегатора агрегаторов». Мои слова по поводу обзвона не голословны. Приходилось это делать лично. Знают от коллег с других площадок, в том числе зарубежных, что я не одинок в этом.

    Также проводил консультации для компании Google в период предстартовой активности. Вся проблематика схожа.

    В нашем же частном деловом разговоре с Ben King (региональный директор лондонского офиса Itunes) услышал и их точку зрения о тактике взаимоотношений с правообладателями. Должен сказать, что я их понимаю.

    При обучении отдела продаж Black Star Inc, мы неоднократно коммуницировали с Itunes по ряду сложных и весьма спорных вопросов, должен отметить, что их реакция всегда была открытой, быстрой, точной и без лишней бюрократии. Кроме того, сборы по смежным с Itunes действительно имеют определяющее значение, как на Российском так и на мировом рынке. Поэтому ребята, диктуют законы.

    Что касается отчётности музыкальных сервисов. Вы будете удивлены, но это всегда проблема, как ни странно. Потому многи пользуются сторонними компаниями для создания отчётов.

    Конечно, Вы понимаете, что смежные — только часть активов, содержащихся в треках. Есть ещё авторские (в нашем случае — механические), так вот Itunes, как и многие другие сервисы не покрыт авторскими на 100%, то есть не может отчитываться перед авторами за механику ( mechanicals ), не имеет договора с ними. Это нарушение и большая проблема. А это около 10% цены трека. В Британии, к примеру, этими сборами занимается PRS fro music (точнее MCPS), у нас РАО на это не аккредитовано. И если у независимого автора нет паблишера ( музыкального издательства, не рекорд-лейбла), имеющего договор с Itunes (а лучше с каждым из многочисленных сервисов), то его деньги остаются в Itunes (до нахождения возможности выплатить). Вот об этом многие действительно не знают и не претендуют на эти выплаты, а срок исковой давности ограничен.

    Важны детали. Именно поэтому я предлагаю помощь, пожалуйста не воспринимайте это предложение иначе, чем помощь.

    С уважением
    Николаев А