"Не рассчитывайте услышать Адель, Arctic Monkeys и The Prodigy в Apple Music", — заявили изданию musicbusinessworldwide.com (MBW) источники знакомые с ходом переговоров между агрегатором прав на музыку Merlin и корпорацией Apple. Несколько человек утверждают, что переговоры провалились и теперь Apple пытается заключить прямые соглашения с отдельными независимыми лейблами.
Merlin объединяет более 20 тысяч правообладателей — один из источников MBW заявил, что неприятие контракта Apple агрегатором типично для представленных в нём лейблов: "никто это не подпишет".
Камнем преткновения стала идея Apple забрать музыку Merlin бесплатно. Корпорация, по словам источников MBW, не намерена платить за слушателей подключившихся на первые 3 тестовых месяца в Apple Music.
"Мы привыкли помогать бесплатными тестами, когда судьба стриминг-сервиса непредопределена", — рассказал MBW глава одного инди-лейбла — "Но это Apple, с сотнями миллионов подключённых пользовательских кредитных карт. И он не предлагает вообще никаких компенсаций лейблам, которые помогут ему продавать гаджеты — это разочаровывает чрезвычайно".
Merlin передаёт права на записи (агрегатор не торгует и не преследует целей собственного заработка и лишь соединяет инди-лейблы с площадками) в Spotify, Deezer, Pandora, Google (с которым инди-лейблы конфликтовали в 2014, о чём ниже) и другим, в том числе некоторым российским площадкам. Среди излюбленных лейблов, в том числе российскими слушателями, в каталоге Merlin есть: XL, Domino, Matador, Rough Trade, [PIAS], Ninja Tune.
XL Recordings выпускает или продаёт записи: Adele, Radiohead, Sigur Rós, в длинном списке есть и The Prodigy
По статистике 2013 года Merlin представлял интересы 120 тысяч независимых лейблов, агрегаторов прав и других структур из 35 стран. Каталог Merlin 2 года назад насчитывал больше 3 миллионов треков. Apple Music заявила, что в ней будет 30 миллионов треков, без детального объяснения, что это за музыка, хотя контракты с мейджер-лейблами (и совладельцами Spotify в одном лице) у Apple Music, по данным MBW, заключены.
Абсолютный рекорд принадлежит музыкальным сервисам Microsoft, они лицензировали 38 миллионов записей на 2014 год — впрочем рекорд не помог стать MS заметным явлением на музыкальном рынке.
Как разработчики стали первыми и единственными слушателями музыки Microsoft → Roem.ru
"3 миллиона треков" под управлением Merlin приходится считать востребованными, актуальной музыкой. В 2013 записи полученные площадками через Merlin занимали больше 10% глобального цифрового рынка (из 30, max 38 миллионов треков всего), по данным самого агрегатора.
Отсутствие записей Merlin, недостача 10% треков, в сегодняшней ситуации, приходится рассматривать, как угрозу, куда большую чем сжавшаяся на 10% выручка. У конкурентов Apple Music актуальные независимые артисты есть.
Потребительский выбор стоит двояко: покупать подписку или слушать бесплатно с рекламой музыку у кого-то из старых игроков? Или платить Apple Music, где некоторых записей заведомо не хватит?
Merlin лицензировал записи для Beats Music — этот стриминговый сервис и бренд электроники Apple купил в прошлом году. К 2015 Apple iTunes Radio и Beats Music возглавляются одним офисом и директором Айаном Роджерсом, но в настоящий момент ещё работают, как независимые друг от друга, с точки зрения слушателя, площадки. На последней презентации Apple не сделал никакого акцента на Beats Music — относительно Apple Music это теперь второстепенный проект.
В 2014 году с объединениями инди-правообладателей не смог договориться Google. В планах корпорации уже несколько лет значится платный и ориентированный на музыку YouTube. Запуск проекта постоянно переносится, в последних анонсах он сместился с начала 2015, на конец года.
Google планировал платить инди-правообладателям больше чем Apple "в первые три месяца". Однако по идее 2014 года стоимость инди треков должна быть меньше, чем у треков мейджеров, рассказывала ассоциация WIN и музыканты.
Google угрожал стереть с YouTube клипы инди-музыкантов если правообладатели не согласятся на условия Google. До сих пор не стёр, но и сервис YouTube Music Key из бета-версии вывести не смог, а по итогам 2014 года YouTube заплатил правообладателям в 2 с половиной раза меньше, чем сравнительно небольшие, по числу подписчиков, компании Spotify, Deezer и все остальные их конкуренты вместе взятые.
YouTube попался на шантаже музыкальных инди-лейблов → Roem.ru
P. S. Сервисы, лейблы, агрегаторы лицензируют треки с прицелом на отдельные страны. Поэтому рекордные 30—38 миллионов записей никогда не обозначают, что все они доступны в любой стране, где работает стриминг: российскую поп-музыку необязательно лицензировать в Лаос, а камбоджийскую в США.
Инди-лейблы не обязаны отдавать записи на все страны присутствия именно через Merlin. Иногда, на национальных рынках, заграничных инди-производителей представляют те же мейджеры. Какие-то записи из каталога Merlin могут появиться где-нибудь в каких-нибудь из 100 стран присутствия Apple Music, но не во всём сервисе.
Илья, спасибо за развёрнутый ответ.
Ценю Ваши знания. Это действительно редко на рынке.
Должен отметить, что речь идёт всё-таки о Trial периоде и на это время они просят каникулы. Это нормально в переговорах.
Я работал с Merlin в ежедневном контакте более двух лет, оказывая услуги компании Zvooq, неоднократно встречался с не многочисленными сотрудниками это интересного «агрегатора агрегаторов». Мои слова по поводу обзвона не голословны. Приходилось это делать лично. Знают от коллег с других площадок, в том числе зарубежных, что я не одинок в этом.
Также проводил консультации для компании Google в период предстартовой активности. Вся проблематика схожа.
В нашем же частном деловом разговоре с Ben King (региональный директор лондонского офиса Itunes) услышал и их точку зрения о тактике взаимоотношений с правообладателями. Должен сказать, что я их понимаю.
При обучении отдела продаж Black Star Inc, мы неоднократно коммуницировали с Itunes по ряду сложных и весьма спорных вопросов, должен отметить, что их реакция всегда была открытой, быстрой, точной и без лишней бюрократии. Кроме того, сборы по смежным с Itunes действительно имеют определяющее значение, как на Российском так и на мировом рынке. Поэтому ребята, диктуют законы.
Что касается отчётности музыкальных сервисов. Вы будете удивлены, но это всегда проблема, как ни странно. Потому многи пользуются сторонними компаниями для создания отчётов.
Конечно, Вы понимаете, что смежные — только часть активов, содержащихся в треках. Есть ещё авторские (в нашем случае — механические), так вот Itunes, как и многие другие сервисы не покрыт авторскими на 100%, то есть не может отчитываться перед авторами за механику ( mechanicals ), не имеет договора с ними. Это нарушение и большая проблема. А это около 10% цены трека. В Британии, к примеру, этими сборами занимается PRS fro music (точнее MCPS), у нас РАО на это не аккредитовано. И если у независимого автора нет паблишера ( музыкального издательства, не рекорд-лейбла), имеющего договор с Itunes (а лучше с каждым из многочисленных сервисов), то его деньги остаются в Itunes (до нахождения возможности выплатить). Вот об этом многие действительно не знают и не претендуют на эти выплаты, а срок исковой давности ограничен.
Важны детали. Именно поэтому я предлагаю помощь, пожалуйста не воспринимайте это предложение иначе, чем помощь.
С уважением
Николаев А