Сооснователь «Амплифера» и один из «Злых Марсиан» Нат Гаджибалаев уехал в Кремниевую Долину в сентябре 2015 года. Firrma поговорила с предпринимателем о переезде и о судьбе проектов, один из которых участвовал в акселераторе ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив — российский фонд венчурных инвестиций, учреждённый Агентством стратегических инициатив по предложению Владимира Путина).
Гаджибалаев понял, что в РФ не осталось проектов для «Злых Марсиан» (заказная разработка на Ruby on Rails) в конце 2013 года. Команда поставила задачу в 2014 году перейти на доходы в США и Европе. Фактически команда не стала американской, а раскидана по миру: Москва, Питер, Бали, Лос-Альтос (США).
— Что посоветуешь тем, кто хочет переехать с проектом в Долину?
— Купить билет, взять рюкзак литров на 35 с пятью футболками и бельём, приехать, поселиться на первую неделю у друзей (много русских тут, есть где жить обычно) и потом решать, что делать дальше […] Не планировать полгода, а взять и полететь. Виза, работа, проекты — это всё потом придумается […] штука в том, что не надо думать, надо делать. Это не так дорого, нестрашно, и виза — это несложно.
Гаджибалаев отметил, что у партнёров остался хвост в России:
— ФРИИ – ваш инвестор по «Амплифер» – как отнесся к вашему переезду?
— […] Я не фанат их административного персонала, имиджа и вообще их проектов, но акселератор все делает честно. Как относятся к переезду? Не знаю, наверно никак. Они сначала хотели от нас какую-то отчетность, угрожали проверками, но потом отстали.
Надо понимать, что удушить «Амплифер» сейчас достаточно легко, но при этом есть ненулевая вероятность того, что он станет все-таки нормальным прибыльным бизнесом, в той же России. Я думаю, ФРИИ ждет, что из этого получится и не очень надеется на выход.
Проблема с ФРИИ в том, что мы с ними на борту вряд ли сможем поднять деньги в США. Но во-первых, у ФРИИ доля в РФ-компании, во-вторых — они весьма адекватны, я надеюсь, и если дойдет до раунда тут — мы с ними как-нибудь это обсудим.
[…]
— В России больше вы не планируете развиваться?
— Ещё как планируем. Недавно придумали с подачи Павла Черкашина (директор венчурного фонда GVA Vestor.in и сооснователь фонда Vestor.In Partners – прим. Firrma) маркетплейс, где компании могут через нас нанять себе маркетолога, следить за успехами и платить через нас, без трудового договора и налогов. Там первый клиент — «Тематические Медиа».
Почему бы и нет, хостеры, например, вообще могут всё удалить. Не держать же у себя мертвечину
Нат Гаджибалаев порасставлял точек над «i»: https://vc.ru/p/gadzhibalaev
Но я бы заметил, что фильтровать базар надо всё время, а не после. «Слово не воробей»