Проекту Osmino уже два с половиной года. За это время мы много успели сделать, еще больше не успели. Запустив 2 года назад наше первое приложение, мы не знали о мобильных приложениях ничего. Т.е. вообще. Методом проб и ошибок, которые, надо признаться, немало стоили нашим инвесторам, мы поняли, как надо работать с аудиторией, как ей можно понравиться и каким должно быть приложение, которое живет в телефоне дольше двух минут. И в одночасье все наши представления о прекрасном и разумном рухнули.
Это короткой статьей я сильно огорчу всех экспертов, умных докладчиков на конференциях с речами на тему «Как сделать идеальное приложение» и опять сорву покровы.
Посыл простой: пользователям на все плевать.
Им плевать на юзабилити, дизайн, смысл и последствия. Общество потребления ведет себя одинаково везде – дома, в магазине и в Play Google. Задача – схватить. Что дальше делать с этим схваченным 153 гаджетом или 421 приложением пользователь не знает и знать не хочет. Главное – потребить. Я бы назвал это потребительской мастурбацией. Да-да, этап владения уже мало кого волнует. Именно по этой причине, очень многие производители всего ставят во главу угла именно маркетинг, так как теперь уже не только производителю все равно, что там дальше будет после покупки, но и большинству покупателей. Вопли и крики единиц потребителей на тему «не покупайте, оно не работает» тонут в миллионных продажах, загрузках и предзаказах.
Не согласны? А вы посмотрите на рекламу духов, телефонов, автомобилей или новой летне-зимней коллекции одежды. Во главу угла везде поставлен имидж.
Имидж не человека владеющего, а человека потребляющего. Нам показывают, как именно мы должны себя чувствовать, покупая Киа, а не Хендаи. Истории, которые нам продают, просты – как наши мечты. А значит, бьют они точно в цель. Мы купили. Производитель позволит нам пару месяцев побыть в эйфории от покупки, а потом… предложит новую модель. Теперь – с дворниками и педалями! Или просто более модную (для одежды это уже давно обычное дело). И все, мы уже знаем, что наша покупка устарела. Вместо эйфории мы получаем разочарование. А значит… опять надо потреблять. Именно этот конвейер и привел к тому, что срок получения удовольствия от покупки сократился практически до времени совершения покупки. А значит, все, что будет потом, потребителя уже мало интересует. Так вот и смысл тогда делать что-то, что будет жить долго и счастливо? Отвечу вопросом: «Откуда появилась Zara и почему у нее самые большие продажи одежды в мире?»
Мне стыдно от того, что я до этого додумался не 10 лет назад, но я додумался до этого сейчас и провел небольшой эксперимент на знакомой нам поляне приложений.
На прошлой неделе мы выпустили новое приложение. «Приложение». Время разработки, дизайн, описание – 1,5 часа. Суть его проста, как выстрел. Вот описание:
Первое и лучшее приложение, которое действительно ничего не делает!
Просто скачайте наше приложение «Приложение» и наслаждайтесь его бездействием! Никаких настроек, лишних действий или регистраций! «Приложение» идеально подходит для любого устройства, и, в силу абсолютного бездействия, практически не потребляет никаких ресурсов. Вы не сможете из нашего приложения позвонить или выйти в интернет, поиграть в игры, настроить Wi-Fi или пообщаться в социальных сетях! Задача этого прекрасного приложения – исключительно ничего не делать!
Минималистичный дизайн и полное отсутствие каких-либо функций не оставят у вас сомнений, в том, что это самое бесполезное и самое честное приложение в Play. Мы не обещаем золотые горы, глючный функционал или веселые картинки с прикольными статусами, которые и так заполонили все мобильные приложения и интернет. Все, что мы обещаем – умиротворение от бездействия. Вы обязательно посоветуете наше отличное «Приложение» всем своим друзьям и коллегам – ведь так приятно ничего не делать вместе!
Разумеется, для улучшенного потребления, мы снабдили приложение правильными картинками, под завязку забили его рекламой, дали $100 Tapjoy для ускорения эксперимента и… через три дня у него было уже более 5000 установок. Количество загрузок растет очень быстро – больше 1000 установок в сутки.
Тут важно понимать, что маркетинг, разумеется, в таком продукте на первом месте. Именно по этой причине, упаковка и место в результатах поиска играют особую роль. Название «Приложение» в сочетании с «живым» откликом блуждающей в поисках потребления аудитории вытащили наш продукт на 4 место в результатах поиска в Google Play по запросу «Приложение».
Пользователи, как и предполагалось, качают не глядя. Подавляющее большинство – смеется, ставит хорошие оценки и рекомендуют друзьям. Меньшинство негодует и не понимает, зачем это приложение нужно. И категорически не хочет отвечать себе на вопрос «А зачем я его вообще поставил?!».
Здесь будет уместно вернуться к вопросу потребления. Но уже строго в рамках среды программных продуктов для мобильных устройств.
Смартфоны и сторы превратили потребление приложений в самый простой и удобный способ убить время. Возможность потреблять немедленно, не вставая с дивана, бесплатно и в неограниченных количествах – уверен, это и была главная идея Джобса. И он эту задачу выполнил с блеском. Проблема только в том, что разработчики, в большинстве своем, до сих пор так и не поняли, что с этим делать.
По моему мнению, прежде всего, пора сделать переоценку ценностей. Из элиты – в булочники. Именно в этот момент, когда мы поймем, что разработка игр, поисковиков, приложений – такое же обслуживание ежеминутной потребности человека потреблять, мы начнем играть по правилам оффлайна и мгновенно появятся все ответы, которые ТАМ уже давно есть. Update: Так ли уж надо убиваться над идейной оригинальностью, идеальной красотой, образцовой функциональностью и рекордным быстродействием? Зачем тратить на это тысячи человеко-часов, сотни тысяч долларов, если оценить это сможет лишь пара экспертов и аналитиков? С чего вдруг все взяли, что пользователь такой же идеалист, как и разработчик, и это повлияет на продажиустановкипоказы? Сращивание онлайна и оффлайна уже произошло и не просто техническое, а ментальное. А это значит, что пользователь едва ли оценит все гигантские, идеалистические усилия разработчиков и продуктовых менеджеров. Пользователю надо всего лишь потреблять. Брендинг, упаковка, мерчендайзинг… Тот, кто сделает «Зару» в сфере разработки приложений, – будет править миром. И это будет не Google, а значит шанс еще есть у всех.
Алексей Нагорный, Osmino
//я сильно огорчу всех экспертов, умных докладчиков на конференциях с речами на тему «Как сделать идеальное приложение» Сама по себе формулировка уже не верная. Пользователям не нужно «идеальное приложение», пользователям нужно нужное и интересное приложение. В том, что пользователям не нужно юзабилити, виноваты сами разработчики, которые в большинстве своем являются программистами. Программисты напрограммили — проект выстрелил. Программисты сразу думают как развить. Когда дело доходит до улучшения юзабилити, то пользователи начинают визжать. Не потому,что им не нужно юзабилити, а потому, что они привыкли уже так этим пользоваться. В качестве примера, могу предложить следующее: попробуйте кнопки в лифте в жилом многоэтажном доме поставить в 3 ряда. Народ будет материться. И если бы жилье менялось, так же, как можно сменить приложения, народ после это замены переехал в другой дом. Не совсем поняла причем тут Зара? До Зары и не только Зары были бренды, которые меняли коллекции раз в сезон или хуже того — раз в пол года. Цены были соответствующие. Зара просто стала часто обновлять коллекции — раз в неделю — две. Вещи все соответствуют последним трендам и дешевые. Молодежь ломанулась. Купил, поносил, выкинул. Для тех, кто ведет клубный образ жизни — самое то. Хотите быть как Зара — выпускайте модные приложения каждую неделю. Только в отличии от Зары у вас такого охвата аудитории нет. А чтобы получить такую же, нужно просто тупо в рекламу вкрячитьвася так, что продажи буду только затраты на рекламу покрывать. Собственно, к чему я веду. Интернеты и шмотки — вещи не сравнимые. В интернетах нужно делать как раз то, что интересно пользователям, а не то, что там стартаперы выдумали и думают,что это выстрелит, только потому, что они так решили. Нужно делать интересно и сразу юзабильно.