Чтобы попытаться определить будущее проекта Rb.ru по итогам первого месяца работы, его надо расчленить на две части - СМИ и социальный сервис. Понятно, что проект пока лишь растет и не надо от него многого требовать, но мы и не будем. Просто посмотрим на то, как ведет себя аудитория на сайте и какие "тонкие сигналы" от аудитории и менеджмента мы можем увидеть уже сейчас.
Проект заявлен как деловая социальная сеть, к новому году планирует получить ежесуточную аудиторию около 100 тысяч посетителей. За сентябрь на проект зашло более миллиона посетителей, каждый из которых в среднем просмотрел около 3-х страниц. Через некоторое время после запуска статистику счетчика Mail.ru закрыли, а на данный момент его вообще убрали с сайта.
Rb.ru как СМИ
Концепция изготовления нескольких качественных материалов-хедлайнеров и большого числа "маленьких" новостей Rb.ru опробовал не первым - по аналогичной схеме в разных пропорциях работают практически все СМИ. Наиболее близким аналогом к Rb.ru в этом смысле становится Gazeta.ru.
Изюминкой проекта должны были стать пишущие головы, которые получали определенное паблисити в обмен на контент. Однако сейчас этот контент вызывает больше недоумения, чем желания его читать. Блог высшего руководства компании "Вымпелком", висящий на морде ресурса в течение нескольких дней наводит на мысли о том, что то ли это самая крупная бизнес-икона, попавшаяся в сеть, то ли Николай Прянишников захотел слишком много паблисити за свое присутствие на сайте в качестве блоггера.
Источником трафика, судя по кривым посещаемости, является реклама, которой в месяц покупается на определенную сумму. Средняя глубина просмотра за сентябрь составила около 3 страниц на посетителя, суточные значения составляют 2-2,5 просмотра на посетителя. Эти показатели меньше среднестатистических, но близки к группе изданий с небольшим числом просмотров страниц (Regnum, "Твой день", "Эксперт online 2.0). У более старых изданий, с большим количеством постоянной аудитории, глубина просмотра достигает 5-6 страниц на пользователя за день.
Во исполнение желаний различных СМИ купить трафик, Mail.ru начал размещать в своем рейтинге СМИ рекламу "Бегуна", транслирующего объявления Rb.ru и Msn.ru.
Конвертации купленных посетителей в постоянную аудиторию на данный момент незаметно. Это обычная ситуация - непродолжительные рекламные кампании дают знать целевой аудитории о вновь появившемся ресурсе, после чего, из уст в уста, охваченные, расказывают о сайте тем, кто еще не посещает сайт. При увеличении охвата рекламной кампании о ресурсе слышат те, кто в нем принципиально не заинтересован и, по второму разу, целевая аудитория, которая уже посещает ресурс. Поэтому продолжительные рекламные кампании для СМИ, по своим результатам, почти не отличаются от краткосрочных. (Если мы, конечно, говорим о посещаемости, а не об "узнаваемости брэнда"). Для примера, можно вспомнить издание "Взгляд", покупавшее рекламу на главной странице Mail.ru c момента своего основания в 2005-м году, почти 2 года - даже за это время издание не смогло получить значительной собственной аудитории. На картинке изображено, что произошло с посещаемостью "Взгляда" после того, как на Mail.ru рекламу своих новостей в марте 2007 года стал покупать РБК.
Rb.ru как сервис
На данный момент по пользовательской активности Rb.ru никак не похож на сервис, тем более социальный. В экстремальных случаях, как у социальной сети "В контакте", глубина знакомства с ресурсом превышает 100 просмотров страниц на посетителя. Что очень далеко от 2-2,5 у Rb.ru. При этом для успешных социальных сетей в принципе нехарактерна рекламная поддержка - они вырастают в основном благодаря вирусному маркетингу.
Основные сервисы, предлагаемые посетителям сайта, это объявления о работе, переписка с другими пользователями, возможность написать что-то на сайте. Поиск по вакансиям пока не работает, поэтому о востребованности раздела судить трудно. Переписка с пользователями это то, что должно быть на любом сайте, но если на Rb.ru будет собрана заявленная аудитория необходимо будет жестко защищать ее от спама. И адресных, но непрошенных, рассылок - тоже. Сервисы с контентом, сгенерированным пользователями, не жгут. Выше уже написано про блог Прянишникова, в корпоративных блогах тоже не все ладно: блоги компаний, ведет лишь одна компания - "Норильский никель", остальные попробовали и забыли. База пользователей на данный момент составляет 1559 человек, если аппроксимировать на год - можно рассчитывать получить около 36 тысяч человек. Но при том, что люди на сайт не возвращаются, эти записи бесполезны.
Тонкие сигналы
На сайте сначала закрыли доступ к расширенной статистие счетчика Mail.ru, а впоследствии его вообще сняли.
Наталья Моисеенкова в комментарии изданию Telnews.ru после первой недели работы сайта: "Одновременно очень полезными были первые дни, потому что можно проанализировать недоработанность некоторых сервисов - особенно связанных с интерактивом. То есть стало понятно, что они очень интересуют пользователей, в большей степени, чем мы ожидали, что они и есть «фишка» бизнес-портала".
Увидеть в этой фразе можно несколько смыслов. Во-первых, фактическая недоработанность сервисов. Как следствие, пользователи ими не могут пользоваться. Однако, раз Наталья Моисеенкова говорит о большом интересе пользователей к ним, когда этот интерес фактически невозможен, мы, скорее всего, имеем дело не с интересом пользователей, а верой в него со стороны менеджмента проекта.
Резюме
Интерактивная составляющая не добавила к СМИ ничего существенного. Глубина просмотра сайта стандартна для недавно появившихся интернет-СМИ, поэтому набор аудитории будет происходить медленно. Скорее всего, с учетом зарплат Rb.ru, которые выше средних показателей по рынку, текущей окупаемости издание достигнет не ранее чем через несколько лет.
А Ведомостей аудитория — 90 тысяч миллионеров. Они сами так сказали, то есть это точно. Тутубалин взял объявленный тираж в 50, что ли, тысяч, то есть вдвое меньше, и в уме легко подсчитал, что за каждый номер Ведомостей дерутся два миллионера. Мы с ним обсудили наших знакомых и поняли, что это похоже на правду. Да, если в одной семье, скажем два миллионера, а Ведомости они выписывают одни или вообще берут на стойке при входе в ресторан — так оно и выходит. Ещё и отнимают друг у друга интересную статью. Вот как надо делать деловые издания.