Сооснователь и генеральный директор центра онлайн-обучения «Нетология-групп» Максим Спирирдонов написал колонку для "Секрета фирмы", в которой рассказал почти детективную историю о том, как один сотрудник чуть не разрушил целый отдел его компании.
Новый сотрудник, пишет Спиридонов, пришёл в фирму год назад и сразу произвёл благоприятное впечатление. Он вскоре занял одну из руководящих должностей в отделе маркетинга. Через некоторое время по результатам отличной работы сотрудник был поставлен во главе коммерческого департамента из 30-40 человек (всего в компании при этом около 150 человек).
Наш герой стал одним из пяти топ-менеджеров, фактически управляющих компанией. Моё взаимодействие с ним было ежедневным, касалось всех вопросов тактики и стратегии. Мы много общались неформально. Я не считал его своим другом, но доверял ему полностью. В итоге он получил доступ ко всей, даже самой закрытой информации по компании, стал постоянным участником советов директоров, которые раз в пару месяцев проходят у нас с инвесторами. В таком режиме мы прожили последние полгода.
Спиридонов теперь вспоминает, что слышал о том, что сотрудник критиковал менеджеров друг у друга за спиной, а также принижал одного акционера в глазах другого. Однако сотрудник всё отрицал.
Когда пришёл кризис в компании начались плановые сокращения, при этом всем сотрудникам помогали найти новую работу и выплачивали компенсации. Новоиспечённый директор коммерческого департамента пообещал сам разобраться со своими подчинёнными и уволить 5–6 человек из его подразделения.
Люди [в коммерческом департаменте] были мрачны, замкнуты, реагировали на мои прямые вопросы странно. Ежедневно мы вели беседы с героем о том, что же делать, почему люди его департамента так огорчены, почему так упала их производительность? Как всегда, он был обходителен до услужливости. Он говорил, что полностью разделяет моё беспокойство, заверял, что только и делает, что старается помочь коллегам, что ведёт с ними психотерапевтическую работу каждый день. С каждым из них.
Сотрудник работу действительно проводил. Однако операционный директор рассказала Спиридонову, что до неё дошла информация, что сотрудник обрабатывает всех своих подчинённых и уговаривает их уволиться из компании в один день. Главные аргументы были в том, "что гендиректор совсем заигрался, что он видит в сотрудниках только бездушные инструменты, что деньги у компании заканчиваются буквально завтра и, если не уйти сейчас, потом будет поздно". Позже выяснилось, что по результатам грядущего увольнения уже даже готовилась публикация в одном из профильных СМИ.
Спиридонов сперва разъяснил всем сотрудникам, что всё сказанное было дезинформацией. "Подрыватель" аргументировал необходимое увольнение тем, что сокращения уже прошли и были сделаны самодуром-гендиректором через его, "подрывателя", голову. Спиридонов показал сотрудникам скриншоты переписки и убедил, что уволить тех 5-6 сотрудников не было его личной идеей.
У нас состоялась двухчасовая беседа, в ходе которой я рассказал и о том, что финансовое положение компании более чем отличное, — и о том, как и почему проходили сокращения. Я приводил новые и новые аргументы того, что жизнь компании продолжается, что компания ценит их. Как в сказке про Снежную королеву, очень медленно некоторые из ребят начали оттаивать и задавать уточняющие вопросы. В ходе этих вопросов вскрылось невероятное количество лжи, залитое им в уши их руководителем. Причём лжи часто настолько вопиющей и далёкой от правды, что сложно было поверить, что такое вообще возможно.
Затем Спиридонов провёл очную ставку с "подрывателем" и сотрудниками по Skype, поскольку вредитель взял отпуск на неделю аккурат перед планирующимся массовым увольнением. Естественно, сотрудники перестали верить начальнику коммерческого отдела после неё.
Позже стало известно, что подрывную деятельность этот человек вёл уже давно. Размышляя о причинах, Спиридонов пришёл к выводу, что "подрыватель" побоялся, что он становится ненужен.
Последние несколько недель он заметно нервничал. Я поставил ему на вид несколько недосмотров. Прежде всего — ужасающее настроение сотрудников в его департаменте. Плюс я продолжал активно общаться с людьми напрямую. За обедом, проходя в коридоре, в процессе обсуждения рабочих вопросов.
Наш герой, судя по всему, посчитал, это означает, что я замыкаю командование его департаментом на себя. А с ним хочу расстаться. [...]
Опалённый огнём сражений с невменяемым руководством, наш герой выводит из боя отряд своих солдат. Всё это активно обсуждается в соцсетях, в СМИ. Аплодисменты. Цветы. И наш герой получает пару щедрых офферов на новую работу и репутацию спасителя и крутого лидера.
Обновлено (14:15): коммерческим директором по информации в Facebook значится Александр Еграшин, но "Нетология" отказывается подтверждать (но и не отрицает), что текст Спиридонова написан про него.
Обновлено 11.06 (13:40): Александр Еграшин написал письмо о своём увольнении.
Видимо, он немного поднаторел, потому что несколько лет назад вся его натура была видна сразу. Достаточно сказать, что его комментарии были под каждой (!) фотографией коллег в ленте новостей. Хотя в техподдержку ВК его всё-таки взяли. Там он занимался ровно тем же самым, говорил гадости одним людям про других у них за спиной, и был уволен месяца через три.
Хочу предупредить Максима Спиридонова, Александр Еграшин человек мстительный и будет ещё не один год пакостить и писать гадости про компанию и коллег, попутно обеляя себя. А возможностей при его должности может быть много. Как минимум, я бы сделал рассылку по всем партнёрам с предупреждением.