«Яндекс» запустил "альфа-бета" тестирование нового рекомендательного сервиса zen.yandex.ru. Об этом на своей страничке в Facebook сообщила руководитель отдела портативных и мобильных сервисов Вера Лейзерович.
Сервис работает только через мобильный браузер и по алгоритму подбирает интересные материалы для пользователя в виде ленты. Статьи можно оценить кнопкой «Не нравится». У некоторых пользователей сервис жалуется, что ему недостаточно данных для анализа, и предлагает дальше погулять по интернету, после чего обещает заработать.
Раньше на домене zen.yandex.ru был "медитативный поиск" на основе запросов пользователей к Яндексу
Проблема в том, что в ленте «Яндекс» показывает около 1000 символов, что для некоторых сайтов означает бо́льшую часть статьи. По сути, Zen присваивает чужой контент, причем, судя по комментарием представителей СМИ в Фейсбуке, сделали это без обращения к издателям.
Другая проблема издателей - «Яндекс» иногда отображает только текст, что ведёт к потере смысла в публикациях, где большая часть информации приходится на медиафайлы.
Интересно и то, кто работает над сервисом: в апреле сооснователь сервисов рекомендаций контента Surfingbird и Relap.io Сергей Шалаев сообщил, что «Яндекс» схантил ключевого сотрудника компании для работы над конкурирующим проектом. Сам Шалаев также отметился в комментариях, после чего Лейзерович предложила продолжить обсуждение в личной беседе:
Вопрос: почему "Яндекс" не договорился с производителями контента перед запуском? И не боится ли "Яндекс" заработать репутацию Apple, которая, как некоторые считают, убивает молодые проекты, запуская идентичные сервисы?
На вопросы Roem.ru о том, не считает ли компания, что сервис некорректно забирает контент у изданий, на какой стадии в проект пришёл бывший сотрудник Сергея Шалаева, насколько "Дзен" можно считать идейным последователем Surfingbird, когда была начата разработка сервиса, а также на вопросы, представленные в данном посте, пресс-служба "Яндекса" не ответила, рассказав лишь общие моменты о проекте:
Дзен — так называется экспериментальный сервис персональных рекомендаций — помогает находить интересный контент и увлекательно проводить время в интернете. Пока в эксперименте доступны рекомендации публикаций в СМИ. В будущем в Дзен могут попасть материалы других форматов. Сегодня Дзен видят около 5% пользователей мобильного Яндекс.Браузера на Android — нам важно посмотреть, насколько удобен сервис в текущем виде.
Обычно, чтобы найти что-то интересное, нужно потратить время, Дзен помогает решить задачу проще и быстрее — достаточно заглянуть на экран в табло Яндекс.Браузера. Лента рекомендаций постоянно обновляется, её формируют алгоритмы рекомендательной самообучающейся системы Диско.
Технологии рекомендаций разрабатываются в Яндексе на протяжении нескольких лет и используются в разных сервисах Яндекса — Музыке, Маркете, Радио. Первый сервис, в котором появились технологии рекомендаций — Яндекс.Музыка, запуск новой Музыки был в сентябре 2014 года.
За две недели второй случай, когда попытки Яндекса сделать сервис на основе контента вызывают недовольство производителей этого самого контента.