Sony и Warner выбрали деньги, а не перспективы музыкального Spotify

Крупнейшие рекорд-лейблы, бывшие миноритарными акционерами музыкального сервиса Spotify, сокращают свои доли в компании. Sony, у которой был самый крупный пакет, в феврале этого года продала примерно половину своих акций за $750 млн. Следом Warner Music сообщила, что продала 75% своего пакета за $400 млн.

Президент Warner Стив Купер в ходе конференц-звонка с инвесторами сказал, что продажа не означает, что правообладатель с пессимизмом относится к будущему Spotify, Warner Music и дальше планирует принимать активное участие в жизни музыкального сервиса. Spotify разместила акции на бирже 3 апреля, с тех пор капитализация компании немного упала — с $29,5 млрд до $27 млрд.

В первой половине 2017 года в США доходы стриминговых платформ составили больше половины всех продаж музыкальных лейблов — 62%. В перспективе рост стриминга ограничится пределами рынка, поэтому Apple и Deezer уже 4 года ищут выход на смежные, как и их конкурент. В начале 2018 выяснилось, что Spotify запускает аудиоподкасты с новостями и политическими дискуссиями, теоретически это позволит отобрать рекламные бюджеты не только у музыкальных, но и у разговорных радиостанций.

Контролирующий акционер Warner Леонард Блаватник, на фоне бурного роста Spotify поддержал конкурирующий сервис Deezer и в 2012 году стал его ключевым акционером. Интересно, что возможностей Warner достаточно, чтобы принуждать Deezer, а так же такие компании, как Spotify к точечному отказу от Freemium-модели. В 2015 отечественные музыкальные сервисы уклонились от условий Deezer, но остались без части музыки Muse, однако спустя года, в 2017 ситуация изменилась, и Warner/Deezer Блаватника провели интересный им тест исключительно платного распространения музыки на русских: ВКонтакте, Яндекс.Музыке, Zvooq. Музыкальный лейбл оставил freemium-модель для записей Pink Floyd на Deezer, общего совладельца Access Industries Леонида Блаватника с Warner, но выключил бесплатное воспроизведение музыки ансамбля популярным в РФ сервисам конкурентам.


Летом 2011 года DST Global (фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера) участвовал в раунде финансирования Spotify, где лид-инвестором выступил Accel, а соинвестором Kleiner Perkins Caufield & Byers. Spotify получил от партнёров $100M при оценке в $900M. Около года спустя Bloomberg, со ссылкой на презентацию для инвесторов DST уточнил, что фонд вложил $37,5 миллионов. Таким образом структуры связанные с Алишером Усмановым получили 4,17% в музыкальном сервисе. В день IPO 3 апреля 2018 года котировки дали оценку всего Spotify в $29,5 млрд, соответственно доля Усманова и Мильнера могла бы стоить $1,2 млрд (оценка по «верхней планке», фактическая несколько ниже, так как в венчуре новые инвесторы обычно заходят в бизнес, в нашем случае после DST, покупая акции дополнительной эмиссии, что размывает долю уже существующих собственников).