Сергей Аксенов, сооснователь Film.ru и StormCrew и бывший CTO MedAboutMe, сетует в своём Facebook на завышенные ожидания работников ИТ-компаний и заниженный спрос этих самых компаний. В результате сейчас всё больше айтишников занимаются ерундой, да и то неполный рабочий день, а оклады получают шестизначные.
В 2006 году, когда мы продавали Film.Ru, сделка чуть было не сорвалась. Мне позвонила офис-менеджер издательского дома, который нас покупал, и начала подробно выяснять, сколько рабочих мест нам надо, как их расположить и т.д. Через два часа (а на дворе была суббота!) сооснователю, отвечавшему за юридическое оформление, позвонил один из топов с той стороны и на повышенных тонах начал угрожать отменой сделки в связи с невыполнением ключевых обязательств.
У нас уже охлаждалось шампанское, поэтому мы слегка офигели от такого поворота событий. В итоге выяснять подробности на линию был призван я.
— У нас чёрным по белому написано, что вместе с компанией к нам переходит на работу команда!
— Да, совершенно верно.
— Тогда почему вы не выполняете это условие?
— Как это не выполняем?
— Мне звонила N, она сказала, что вам выделили одну комнату.
— Да всё верно, нас пять человек штатных сотрудников, авторы все на удалёнке.
В трубке повисла пауза.
В тот момент я подумал, что на том конце просто что-то перепутали, теперь свою ошибку осознали и инцидент исчерпан. Однако когда мы в понедельник приехали в новый офис и стали знакомиться с новыми соседями, выяснилось, что только редакторской/контентной работой в разделе "Кино", который был близок по сути к Фильму.Ру, у наших покупателей занимались 4 человека. Также к ним были приставлены два программиста, полтора верстальщика (сейчас сказали бы "фронтендера") и половина дизайнера. То есть людей в отделе, выполнявшем в более крупном издательском доме аналогичные нашим функции, было почти вдвое больше чем у нас во всём стартапе.
История эта мне вспомнилась в связи с рассказом о жизни в московском офисе международной технологической компании, куда недавно устроился боец из моей предыдущей команды.
— Каждый день у нас какие-нибудь ништяки! Вчера привозили мороженое, не в заводской упаковке, а прямо в ванночках. Бери рожок и лопай! На прошлой неделе чуви отмечал день рождения, ну он точно так проставиться не мог: какие-то мега-пельмени с разными начинками, тележку прикатили прямо на этаж. Ну что по пятницам мы все бухаем - ты уже знаешь.
— Слушай, а что ты там делаешь вообще?
— Ну у нас есть такой микросервис, им пользуются другие микросервисы, короче он старый, писал его какой-то парень который давно ушел, работает он не оптимально... В общем я его рефакторю и документирую понемногу. Прихожу в офис к часу дня, никто за этим не следит... Кстати, а поехали на выхи в Прагу? Возьмём понедельник ещё, пива попьём!
Парнишка при этом имеет оклад >>200к net, и таких как он там три этажа в очень дорогом офисном центре. Не знаю, сколько и как зарабатывает эта компания, говорят что деньги инвесторские. В одном я уверен точно: полезный выхлоп на человека в этом коллективе ещё меньше, чем в том издательском доме. Что боец мой работает в лучшем случае в треть своей силы - у него прямо на лице написано.
«Люди, которые ощущают себя безымянной серой массой, не могут любить свою работу»
Рассказы о вчерашних студентах, которые, ничего не умея, с порога хотят 150к — уже общее место в индустрии. Ну а чего, инвесторы заплатят, и у HR с KPI всё хорошо. Это, кстати, может быть одним из объяснений сложившейся ситуации: хорошо помню, как однажды мне руководство попыталось поставить дедлайн по найму людей. Хорошо, что я тогда не прогнулся. На память также приходит история с Фейсбуком и его приложением для Андроида, над которым в какой-то момент работало 50 человек. 50, Карл! Качество было соответствующим, кто на Андроиде - помнят этот период чуть меньше года назад.
Когда на этом фоне я слышу от техдира другой крупной IT-компании, что по его оценке на такой-то второстепенный проект потребуется нанять дополнительно 50 человек (та же цифра, интересно), я уже начинаю чувствовать себя героем анекдота про директора японского автомобильного завода: "Всю ночь не спал, думал, чем у тебя сто сорок седьмой работник занимается". Причём сомневаться в оценке нет причин, но чёрт побери, в Яндексе 10 лет назад работало около 50 разработчиков, и они делали Поиск, Маркет, Почту, Директ, Деньги и ещё с десяток сервисов калибром поменьше. И мы уже не были стартапом, более того, мы уже были прибыльны.
Возникает такое чувство, что сегодня подход к разработке IT-продуктов всё чаще сводится к швырянию в задачу деньгами (точнее, нанятыми на них людьми), пока она сама как-нибудь не решится. Квалификация, качество — как прилипнет, так и прилипнет. Всё равно через два-три года всё переписывать. И мне кажется, что в результате получается нисходящая спираль демотивации: люди не чувствуют, что делают что-то ценное, не ощущают свою работу как творческую. Единственной ценностью работы в компании остаются "плюшки": бесплатная еда, игры, социальные активности и т.п., что, в свою очередь, ещё больше снижает продуктивность.
Вузы заканчивают «белые листы». Зачем ИТ-компаниям работать с высшим образованием
Добавить 9 комментариев
Я пришел работать в Яндекс в начале 2007 года и был примерно 400 сотрудником, Яндекс.Деньги — это была отдельная компания.
В условиях дефицита толковых специалистов приходится брать количеством — вдруг один из нанятых новичков окажется толковым и всё сделает.
50 человек — это критическая отметка, после которой совместная командная работа становится практически невозможной.
В девяностых столяров тоже считали волшебниками, и платили за любое фуфло из дерева. Потом пришла Икеа, итальянский ширпотреб и ЧПУ.
Да, только потом он быстро поймет, что это как-то неправильно, когда он получает например 200к, а лентяи вокруг него — 150к. И поищет какое-то более справедливое распределение.
Когда в программирование придет своя «икея», людей разложат по ванночкам и будут использовать как батарейки. В лучшем случае. Платить им еще за это, пфф.
ИКЕА давно пришла в программирование, лет так 15 назад, вы упустили момент. Как раз сборщиков мебели вы и наблюдаете в разработке сейчас. Не сборщиков мебели, которые хотят работать, вы не получите ни за какие деньги. Их можно получить только за задачи. А задач-то ни у кого и нет.
Зачем же сборщикам мебели в IT платят такие деньги, тоже понятно: вытоптать поляну для конкурентов, соблюсти метрики по количественному соотношению IT-персонала в компании, не смейтесь это требование реально звучит на советах директоров и его реально выполняют, придать значимости старшим сборщикам мебели, придать душевного спокойствия старичкам-топам, набрать людей про запас: «Вдруг мега-проект, а у нас людей нет!»
Но понятно, что реального спроса на этих людей не будет, так как существующие ключевые сервисы поддерживаются костяком команды, в которой идет вялая ротация, но в общем там все не старые люди и могут работать еще 25-30 лет, а новых мега-проектов не предвидится, так как сборщики мебели его не потянут, сколько бы их туда не бросить, а ключевые старички все пилят ключевые проекты и никуда перейти в новый проект смогут только при консервации ключевого проекта на уровне поддержки.
До сих пор с удовольствием плачу за удобное и красивое из дерева. ЧЯДНТ?
если про мебеля, то пришла не только икея. все шкафы из того или иного дерева, а отличаются они только фурнитурой. всех столяров из профессии выгнала мебельная петля с доводчиком.
но здесь другая ситуация — у нас некого особо выгонять из профессии, так как весь ИТ у нас пока что только-только выходит из прикладного состояния, и некие «столяры по настоящему ламповому дереву» у нас есть, но они не вышли на большой простор капиталистического рынка, не заняли каких-то важных мест в техпроцессах создания ИТ-продуктов, они сидят в прикладных областях и пилят там свои вечные проекты. как пилили, так и пилят, так и будут пилить.
и есть некий прото-бульон лишних людей, знающих компьютер, для которых есть хаотичный рынок труда. ну так они со столярами вообще не пересекаются. столяры как пилили так и будут пилить, а бульон будет кипеть и булькать про разработку ИТ-продуктов, иногда надувая тот или иной пузырь.
аналогию с поварами, сыплющими в бульон инвестиции можете провести сами.
главный вопрос — откуда берутся задачи у бульона? столярам задачи ставит сама жизнь в лице заказчика из реальной жизни, а кто ставит задачи бульону? кажется, весьма часто — некий дядя из-за границы. или у кого у нас есть задачи для ИТ-продуктов?
это же не просто — выдумать продукт, которого еще нет. по сути, нужно создать некую потребность в ИТ-продукте, некий спрос, который потом удовлетворять. хм, пока что выглядит как какой-то маркетинговый обман…
Бал правит некомпетентность. Точно также бывают ситуации, когда на троих навешивается задача, на которую надо 50 или 500 человек. А «бульон» сам ставит себе задачи и как хвост вертит собакой потому, что руководить и ставить задачи поручается людям весьма слабо разбирающимся в IT вообще. Такие люди вынуждены даже формулировки самих задач спрашивать у «бульона», а не придумывать самим. Главное словечки модные в презентации вставить — тогда и бюджет выделят, а оправдать большой бюджет проще, если у вас много предусмотрено. Так что «блокчейн» всех победит, а потом перейдем к «мега-блокчейну второго уровня» …
200 net для рядового разработчика ? Где такая зарплата ? На hh предлагают в 1.5-2.5 раза меньше. Что касается ничего не делают — дык это проблема руководства
Ну да, об этом Ровдо и говорит. А с другой стороны, как иначе? Очень трудно совмещать высокую компетенцию одновременно и в быстро меняющейся разработке, и в управлении проектами и персоналом, и в бизнесе. Поэтому я хорошо понимаю тех бизнесменов, которые своих программистов палками бьют (хотя работать к таким не пошел бы), как у нас тут недавно кошечка stroginov рассказывал. Ну а как еще им диктовать свою непреклонную волю остальному вот этому сообществу, которое хз из кого там вообще состоит и кто им какую заумную лапшу красиво вешает на уши, чтобы в самом худшем случае вся их ответственность свелась к одному месячному окладу или 2-м неделям формальной отработки и досвидос.
Вы же когда идете лечиться к врачу, наверно понятия не имеете, как вас правильно лечить. Просто доверяетесь и всё. И иногда вас убивают или калечат, в силу тупости, лени, самомнения такого же живого человека — врача. Даже не знаю, как может быть по-другому. Наверно должна быть какая-то умная система. Но она — сказки для самоуспокоения. А жизнь как была во все времена рулеткой, так и остаётся.