Консультант по конкуренции Google в регионе EMEA Теро Луко рассказал журналистам, что Google заключает эксклюзивные соглашения с производителями телефонов, работающих на операционной системе Android, однако заключение таких соглашений не требуется для получения Google Mobile Services, а только для участия в разделении прибыли. Слова Луко, в частности, пересказывают "Ведомости":
В рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено, уточнил он. Тем не менее такие соглашения не нарушают антимонопольные законы, поскольку заключать такое соглашение или нет - выбор производителя телефона, настаивает Луко.
"Яндекс" утверждал, что в Google требуют эксклюзива за поставку Google Mobile Services (в т.ч. Google Play), однако в Google говорят, что это не соответствует действительности и эксклюзив у производителей они покупают за отчисления от продаж контента и от мобильного поиска. Слова советника интерпретируют "Ведомости":
Американский поисковик никак не ограничивает производителей при получении Google Mobile Services, это бесплатный пакет, которым компании могут пользоваться свободно, утверждает Луко из Google. Но американская компания готова делиться с производителями частью прибыли от мобильного поиска и приложений в том случае, если производители дополнительно продвигают поиск и приложения Google, указывает он. В рамках именно таких соглашений предустановка приложений других компаний ограничена, заявил Луко. [...]
Луко и руководитель экономической политики Google по региону EMEA Адам Коэн отказались раскрывать, какой процент телефонов Android, продаваемых в России, произведены в рамках соглашений о разделении прибыли. «У конкурентов есть достаточно пространства на рынке, чтобы заключать собственные соглашения с производителями», - говорит Луко.
Как сообщает ТАСС, лицензия (сертификация) для получения Google Mobile Services все-таки требуется:
[В] Google утверждают, что производитель остается свободным в выборе приложений для предустановки. "Его ничего не останавливает от размещения других приложений рядом с приложениями Google, или под приложениями Google", - сказал Луко. Он также напомнил, что для получения лицензии на установку приложений Google производители мобильных устройств заключают с интернет-корпорацией соответствующее соглашение. В этом случае интернет-корпорация вправе устанавливать требования по их использованию.
Однако сама по себе лицензия на приложения Google не требует установки поиска по умолчанию (цитата Луко по ТАСС):
Соглашение по распределению прибыли предполагает, что партнер устанавливает поиск от Google по умолчанию. Если они меняют поисковую систему, мы не будем делиться с ними выручкой, так как можно предположить, что они получают прибыль от кого-то еще.
Попробую смоделировать ситуацию, без запретов со стороны Google, но с очень тяжелой концовкой для всех конкурентов.
Есть MADA у Google с неким производителем, глобальное, про все страны.
Производитель по нему получает $3 за каждое «правильно преднастроенное» активированное устройство в любой точке планеты, и бонус в 50 центов за то, что конкуренты не получат преднастройку какого-нибудь сервиса (типа поискового) ни на одном устройстве, типа за лояльность.
Производитель продает 1 мрд устройств в мире, а в России — 10 млн.
То есть сотрудничество с Yandex будет стоить производителю $500 млн упущенной прибыли за минусом того, что заплатит Yandex.
В такой ситуации Яндексу нужно предлагать $500 млн вперед за рынок в России, без гарантий активаций устройств, что слегка больше $35 млн от Google за 10 млн реально активированных правильных устройств.
Так, в теории, может выглядеть борьба глобально доминирующей компании с локально доминирующей, без шансов для последней.
На практике — MADA и их предыдущие редакции нам не покажут. Будем гадать и пускать пузыри за Гугл, за Яндекс, против всех или от скуки.