Доклад был написан по просьбе Экспертного совета Парламентского Центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы
В настоящее время в Российской Федерации нет единого закона, регулирующего отношения граждан, компаний и государства в Интернете. Нужен ли нам такой закон?
С одной стороны, Интернет – часть общества, и в нём должны действовать те же нормы, что и в обычной жизни. Как в обычном обществе нельзя клеветать, угрожать, разжигать национальную и религиозную рознь, копировать чужую интеллектуальную собственность, нарушать чужие права, так должно быть нельзя и в Интернете.
С другой стороны, как и во многих сферах жизни, в Интернете имеются свои, очень специфические особенности, которые нужно учитывать при создании законов.
Вот основные отличия Интернета от других общественных сред:
1. Частное содержание. Очень большое количество содержания в Интернете производится частными лицами. Это и дневники (блоги) и частные СМИ, и личные странички в социальных сетях и много другое. Нигде больше обычные граждане не вовлечены так в производство содержания (далее – контента).
2. Изначальная публичность контента. Любое мнение, произведение, текст, картинка, видео в Интернете доступны неограниченному кругу лиц в силу самого устройства среды. Чтобы стать очень популярным автором, ничего не требуется, кроме умения писать, снимать или рисовать. В то же время сайт – это не СМИ.
3. Лёгкость копирования. Для того, чтобы скопировать свой или чужой контент, в сети достаточно нескольких нажатий клавиш. В результате популярный контент может распространяться как эпидемия. Конечно, зачастую с нарушением прав первичных создателей контента.
4. Широкое распространение анонимности. Пользователи Интернета во многих случаях анонимны, у граждан есть многие способы не раскрывать своё имя при использовании почты, форумов, блогов, СМИ. Кроме очевидных отрицательных сторон анонимности, у неё есть и положительные стороны. В любом случае, частичная или полная анонимность во многом диктуется самим устройством интернет-среды.
5. Отсутствие географических границ. Информация и пользователи в Интернете свободно перемещаются сквозь географические границы; жёсткое регулирование в одном месте приводит просто к бегству объектов регулирования в другие области. Можно сказать, что в Интернете имеется сверхпроводимость контента.
6. Огромный, подавляющий объём информации. В настоящее время объём российского Интернета (далее – Рунета) составляет более 100 терабайт текста (один терабайт равен примерно миллиону книг на 500 страниц), то есть равен 100 миллионам книг. Этот объём нельзя просмотреть вручную и очень трудно контролировать техническими средствами. Объём всего мирового Интернета примерно в 50-100 раз больше. Каждый год объём Рунета и мирового Интернета вырастает в полтора-два раза.
В общем, Интернет можно представить себе, как гигантскую доску объявлений, всенародную стенгазету, на которой могут свободно писать как граждане, так и компании. Пишущих в России уже 25-30 миллионов и число их быстро растёт.
Мы уверены, что в работе с этой стенгазетой не годятся крайние подходы: её нельзя оставить совсем нерегулируемой (в этом случае сохранятся все проблемы с «плохим контентом»), но и нельзя полностью регламентировать и ограничить. В последнем случае мы вызовем фрустрацию у десятков миллионов граждан, создадим образ полицейского государства, а проблемы не исчезнут, а будут просто загнаны вглубь и на зарубежную территорию.
Неаккуратное, грубое регулирование создаст политические проблемы, начнётся бегство контента и пользователей из Рунета, а при этом в регулировании с гарантией останется множество дыр, в которых начнётся деятельность самых ушлых и энергичных деятелей.
Таким образом, регулировать Интернет можно и нужно, но осторожно и с учётом особенностей среды, с учётом мнения 30 миллионов пользователей и знаний экспертного сообщества.
Вот краткое перечисление некоторых проблем глобальной сети, которые требуют осмысления, обсуждения и выработки норм. Здесь перечислены не все возможные проблемы Интернета, а только самые очевидные и требующие первоочерёдного решения в законодательстве.
Ответственность за «плохой» контент
В сети (как и в СМИ) довольно много содержания, которое нарушает те или иные нормы закона. Назовём условно плохим контентом содержание, которое содержит клевету, разжигание розни, призывы к свержению существующего строя, детскую порнографию и тому подобное. Копирайтным контентом назовём содержание, являющееся объектом авторского права. Проблему копирайтного содержания мы обсудим ниже, в следующем пункте.
Необходимо дать определение того, кто отвечает за плохой контент, то есть за недопустимое, незаконное, неприличное содержание сайтов и сетевых сервисов.
Операторы среды
В Интернете есть несколько слоёв деятелей – операторов среды, имеющих разное отношение к процессу создания, хранения и показа контента:
1. Провайдеры доступа в Интернет, предоставляющие каналы пользователям и организациям,
2. Провайдеры размещения (хостинга), дающие место под сайты (далее хостеры),
3. Сервис-провайдеры, предоставляющие возможность вести свои дневники, личные страницы, форумы,
4. Поисковые машины и каталоги, позволяющие найти контент в сети,
5. Интернет-СМИ и другие сервисы по созданию и публикации контента.
Все эти операторы и агенты среды имеют разное отношение к контенту и должны иметь разную ответственность за создание и показ контента. Соответственно, и законодательное регулирование ответственности для них должно быть разным.
Базовая модель ответственности
Есть несколько моделей ответственности за контент перечисленных выше операторов среды.
Например, имеется крайняя китайская модель, в которой на провайдера доступа или провайдера размещения сайтов возлагается полная ответственность за плохой контент в каналах или на серверах провайдера, так что провайдер вынужден самостоятельно заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Более того, подобная «чистка» Интернета на уровне доступа и хранения с неизбежностью приводит к необходимости возведения крайне дорогой и технически сложной «китайской стены» на границе национального и мирового Интернета, что порождает значительные финансовые, имиджевые и политические издержки.
В более либеральных западно-европейской и американской моделях провайдеры всех уровней в том или ином смысле имеют иммунитет, они отвечают только за доступ или размещение контента, и прекращают размещение контента по требованию суда или регулирующих органов.
У нас пока не принята ни та, ни другая модель, и ситуация пока смешанная. Сейчас суды трактуют по-разному ответственность провайдеров, хостеров, владельцев форумов и блогов за пользовательский контент, в зависимости от конкретного случая и технических знаний и квалификации судьи.
Условно говоря, если автор (частный пользователь) разместил в личном дневнике плохой, незаконный контент, то суд должен иметь возможность точно определить ответственность или правовой иммунитет всех участников процесса: автора, собственника сервиса дневников, провайдера размещения и провайдера доступа. А также поисковых машин, которые позволяют найти этот плохой контент.
Здесь нам нужна разработка базовой модели и норм ответственности, дающие иммунитет техническим поставщикам поиска, доступа и хостинга, и нормы, возлагающие ответственность на авторов и владельцев незаконного контента. Нужно определение правового статуса сайтов, отличного от статуса традиционных СМИ.
Интеллектуальная собственность в сети
Лёгкость копирования и размещения контента порождают в сети множество конфликтов правообладателей, пользователей и различных агентов среды относительно объектов интеллектуальной собственности (далее – ИС).
Прямое перенесение существующих законов об ИС в Интернет невозможно по многим причинам, поэтому необходима разработка в российском сегменте Интернета своего законодательства в области ИС.
В том числе Рунету нужен законодательно одобренный набор различных публичных лицензий (аналогов популярных в мире лицензий Creative Commons, GPL etc.), которые позволят авторам легко и аккуратно передавать свою ИС в публичное достояние, определять условия использования, взимать плату за использование без письменных договоров (что сейчас в принципе невозможно в случае массовых сервисов).
Доменные имена и торговые знаки
Адреса сайтов (далее доменные имена) имеют большое значение, могут стоить огромных денег (например, доменные имена www.yandex.ru, www.odnoklassniki.ru), при том, что правовой статус их слабо определён.
Сейчас доменные имена не являются собственностью, а частным сервисом провайдера (но при этом по существу продаются и покупаются за большие деньги) и соответствующими им товарными знаками (которые являются собственностью).
Требуется более точное определение правового статуса доменных имен, определение типовых ситуаций владения доменами и товарными знаками, способы разрешения конфликтов всех типов, определение прав и обязанностей регистраторов.
Персональные данные граждан РФ
В настоящее время в Интернете накоплены и продолжают расти огромные массы персональных данных и личной информации пользователей. Например, сервисы социальных сетей аккумулируют личную информацию десятков миллионов людей, а правовая основа для оперирования этой информацией не выработана.Есть довольно большая опасность использования личной информации в коммерческих и иных целях операторами социальных сетей и других сервисов, которые накапливают личную информацию.
Существующий Закон о персональных данных, по нашему мнению, недостаточно охватывает все возможные ситуации в этой сфере. Необходимо правовое определение зон Интернета, в которых люди раскрывают личную информацию, а также правила обращения с ней операторов среды и её коммерческого оборота (например, в обезличенном виде).
Нужна разработка закона, который защитит частных владельцев личной информации, определит права и обязанности держателей социальных сервисов (таких как Одноклассники.ру, В Контакте и имеющих подобную информацию), права их по коммерциализации доверенной им информации и т.п.
Требуется раскрытие общественно значимой информации в Сети. Определение видов информации для обязательной доступной и бесплатной публикации, важной для граждан РФ на сайтах органов власти и компаний, продающих населению товары и оказывающие платные услуги.
Публичные сервисы и публичная оферта
В настоящее время законодательство требует заключения письменного договора для предоставления услуг или продажи чего-то клиенту, в том числе через Интернет.
В ситуации множества клиентов сетевого сервиса, контактирующих с сервисом только удалённо, это крайне затруднительно и тормозит развитие сервисов в Рунете. Фактически, большинство массовых сервисов сейчас работают без письменных договоров, что подвергает юридическому риску как сами сервисы, так и их пользователей.
Требуется разработка специальных форм договоров присоединения и публичной оферты. Необходима также разработка норм в законе, определяющая права сторон такого бездокументного соглашения, момент вступления его в силу и т.п., способ идентификации сторон соглашения и т.п.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перечисленные проблемы не исчерпывают всего комплекса правовых проблем в Интернете, а только показывают самые болевые точки.
Ясно, что Интернет надо регулировать. Но, поскольку проблемы Интернета вызывают инициативы с самых разных сторон, от различных государственных и общественных организацию по «наведению порядка» в этой сфере, есть опасность чрезмерного или непрофессионального регулирования. Чрезмерные ограничения в сфере Интернета грозят снижением конкурентоспособности России в мировой технологической гонке, возникновением противостояния власти и общества. Здесь нужен очень аккуратный подход.
Мы считаем, что нужно профессиональное обсуждение будущего Федерального закона об Интернете с привлечением всех сторон процесса: законодателей, операторов среды, экспертов, сообщества.
Добавить 20 комментариев
Если честно, то о чем статья ? Я не понял. Ликбез начинающим, плавно переходящий через примеры разных стран в варианты для государства. Какой-то селф-пиар. Меня пригласите — я буду помогать с законом, я знаю как надо. Интернет, как-то и без законов все расставляет по местам. Уголовное право, авторское, гражданское и т.д. уже существуют и в принципе решает. Эффективность в руках людей, а не законов. Условия работы со специализированными базами данных, в том числе и по людям уже регулирует по-моему специальный закон — его анонс был в прессе… Домены прекрастно живут с товарными знаками, а ложь, поклеп и наговор со статьей о клевете в УК. Любой провайдер по запросу милиции или суда выдаст все данные о пользователе или компании. А с чем бороться не могут… и с чем очень тяжело бороться — так это с тем, что интернет не имеет границ. То что заурегулируют тут, останется свободным где-то в другом месте, куда и сбежит. Что-то мне кажется опасно играть с властью в игры — вы нас послушайте и сделайте как мы говорим. Все равно сделают как им будет надо. Лучше бы меньше регулировать. Порядка будет больше. Вы же нашу страну знаете…
Поясню. Юра меня попросил дать этот текст для публикации. Мне не жалко. Текст был написан по просьбе Парламентского Центра, подготовлен для законодателей, для обсуждения в рабочих группах в Госдуме. Поэтому он упрощённый и вводный. Хочешь или нет, нужно с законодателями разговаривать на понятном языке. А иначе победит тоже довольно простая точка зрения, что в Интеренте ужас-ужас-ужас и всё запретить. А уж зачем этот текст Синодову здесь — это вопрос не ко мне, а к Синодову. Я ему говорил, что не очень по стилю подходит.
Да, и забыл сказать, что поздно думать, регулировать или нет: депутаты и чиновники уже начали этим заниматься. Сами, по своей инициативе. Сейчас в Госдуме и в Минсвязи развивается одновременно несколько инициатив по регулированию Интернета. Процесс уже пошёл.
В политику, значит?
> Что-то мне кажется опасно играть с властью в игры — вы нас послушайте и сделайте как мы говорим. Все равно сделают как им будет надо. Да, именно так. А из всех без исключения инето-защитительных текстов “экспертного сообщества” будет взята ровно фраза “Ясно, что Интернет надо регулировать “ (без всяких “но”) — Ну, вот видите же, само сообщество призывает нас к регулированию. Как можно отказать просьбе сообщества. (прием вроде бы стандартный) (про довески и обескураживающие интерпретации самых благих пожеланий “сообщества” я уж не говорю — это десерт, для законотворческих эстетов )
>Текст был написан по просьбе Парламентского Центра, подготовлен для законодателей, для обсуждения в рабочих группах в Госдуме. Поэтому он упрощённый и вводный ну да, сорри — для них хороший, даже очень. >депутаты и чиновники уже начали этим заниматься. надо бы им речь Путина в Давосе показать (ответ на вопрос Майкла Делла), где он гордится тем, что интернет в России — либеральная, не зажатаю чиновниками информационная зона, подконтрольная общему праву.
Да им это всё известно. Обычно все официальные и полуофициальные заседания на эту тему начинаются с цитат из Медведева, где он говорит, что гайку закручивать не будем, что китайская модель нам не нужна и так далее.
В политику, значит? Не значит.
По теме — валяйте, строчите свои законы, мы сделаем свой интернет, с блэкджеком и… ;-) Знаю, ребячество, знаю, уже было (см. Декларация независимости киберпространства, http://homes.eff.org/~barlow/Declaration-Final.html), но все же хочется верить :-)
Хорошо сформулировано. Было бы неплохо оформить несколько тезисов, основных концепций/идей в одно-два словосочетания. Подобные удачные и короткие формулировки могли бы отразиться во многих блогах и сми. Борцам с грамотностью: 1. Язык эволючионирует с каждым годом все быстрей. 2. Использовать сленг и разговорную лексику при письме вроде как незапрещено правилами русского языка 3. И, если уж несклонять «интернет», то было бы и грамотней, и красивей писать его на родном языке: «internet».
1. Язык эволюЦионирует 2. …при письме, вроде как, не_запрещено… 3. И, если уж не_склонять «интернет», то было бы и грамотнеЕ, и красивеЕ …
Спасибо, за исправленные опечатки. Борцы не дремлют.
«В ситуации множества клиентов сетевого сервиса, контактирующих с сервисом только удалённо» крайне затруднительно деньги брать из-за отсутствия массового механизма микроплатежей. СМС-грабёж не предлагать. А с договорами всё нормально, в ГК все прописано.
Ну и как оно там прописано?
принять разумные законы — это ещё полдела, надо ещё правоприменение запустить. мало ли у нас хороших неработающих законов? точнее, работающих частично.
все что будет не согласовано с верхнесидящими станет «плохим контентом». если не нравится контент «плохой» генерите больше своего — положительного. к криминальному контенту конечно подход должен быть железный. Но остальной — при сортировке на плохой и хороший гос-во сгенерирует новый рубильник власти. Выбирать возможно только пользователю. Иначе — это «китайский вариант» — в любом случае. видимо все решится просто. будет нефть дорожать — народ не будет буянить и гайки не закрутят. А будет иначе — пустят Большого Брата в качестве основного оператора любой связи.
Пользователь, обычный, которого не отобрали, вряд ли способен сделать иной выбор кроме своего личного. Который, обычно, при массовом определении, становится очень непритязательным и некритичным к интересам меньшинства
Юрий, главное все таки чтобы «личный выбор» остался. Как на уровне большинства так и на уровне меньшинства — это уже детали. Власть может вести честную игру продвигая свое мнение — это будет положительным моментом. ИНет лучшая площадка для пропаганды на сегодняшний день среди активного населения. Но 1937-ой год он не так уж далеко от нас как кажется. В те года жили такие же люди. После НЭПа. И об этом надо помнить.
Alter Ego 13:50:36, почитайте статьи 434-438 ГК. Если очень кратко, когда речь идёт, например, о возмездном оказании услуг, то вы объявляете ключевые условия по которым работаете, и если вам оплатили услуги, то значит, с данными условиями согласились. Серьёзные сайты используют в своей работе подобные договоры. Тот же Яндекс на своём директе, например: http://direct.yandex.ru/oferta.rtf (начнётся скачивание) Или вот Superjob.ru: http://www.superjob.ru/info/hr_oferta.html HeadHunter так же работает. Только надо там регистрироваться в качестве работодателя, чтобы их договор увидеть. Грамотное дополнительное регулирование пошло бы на пользу, наверно. Но это скользкий вопрос. Как бы не вышло так же как с законом о персональных данных, по которому все джоб сайты сейчас на полулегальном положении. Но это у нас система так устроена. Правила и законы специально так сделаны, чтоб их невозможно было полностью соблюдать. Вы всегда на крючке у власти. Она может за крючок и не дёрнуть никогда, но лучше чтоб вы на нём висели.
некоторые прогнозируют всемирный тоталитаризм, как результат выхода их кризиса.опятьже — время хаоса на исходе и космос будет — середина века выкатывается. а грамотного регулирования, не то что дополнительного, основного не видать.ну дык не привыкать.вернёмся на кухни.