Яндекс.Маркет объявил о запуске новой модели размещения товаров магазинами с оплатой за действие (Cost Per Action, CPA). Пользователи смогут оформлять покупки прямо на странице «Маркета», а магазины — платить за полученный заказ. Новая модель начнет работать в ноябре, подключиться к ней можно уже сегодня, но не всем. Подключиться к CPA смогут российские и украинские магазины, которые не менее трех месяцев работают с «Маркетом» и имеют рейтинг не ниже трех звезд.
За каждый полученный по CPA заказ магазин заплатит 1% от его суммы независимо от категории товаров. Как нам пояснили в «Яндексе», в будущем система станет более гибкой и примет форму аукциона, в котором компании смогут повышать процент, чтобы лучше конкурировать за клиента.
Как сообщается в пресс-релизе, «Размещение по CPA сократит расстояние между выбором товара и покупкой. Человек сможет выбрать на Маркете товар и тут же сделать заказ, не уходя со страницы». На самом деле в процессе заказа есть деликатный момент — дело в том, что «Яндекс» пока не проксирует платежи покупателей. Поэтому, если покупатель желает оплатить покупку сразу во время заказа, то провести оплату на странице «Яндекса» он не сможет. Вместо этого, покупателю показывается номер заказа в магазине (или несколько номеров, если товары из разных магазинов), и оплата товаров полностью ложится на плечи покупателя, что, конечно, немного рушит «экспириенс». К счастью, 85% заказов, по оценке представителей «Яндекса», оплачиваются наличными курьеру. Кроме того, «Маркет» и «Яндекс.Деньги» сейчас разрабатывают решение для приёма оплаты прямо на странице CPA-заказа.
Помимо собственно оплаты за действие, «Яндекс», очевидно, получит детальную информацию о клиентах интернет-магазинов, и об эффективности и конверсии магазинов. Эта информация облегчит процесс для покупателей — можно будет, как в PayPal ввести адрес доставки однажды и потом только выбирать его из списка. Но кроме этого, в будущем возможна система, когда клиент оставляет заказ через «Маркет» вообще без привязки к магазину, а магазины соревнуются на аукционе «Маркета» за анонимный заказ, и только победитель получает адрес доставки товара (а платежную информацию вообще не получает).
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса «Аудиомания», в комментарии Roem.ru сообщил, что не видит в новой модели «Яндекса» угроз для интернет-магазинов. По его словам, CPA-модель выгодна и для магазинов и для «Яндекса», а цена в 1% от заказа является более чем адекватной.
Сергей Кедров, директор по развитию рекламной платформы rollad.ru, какую-то угрозу видит:
По данным Morgan Stanley, в 2012 году оборот интернет-торговли в России составил 12 млрд. долларов или 2,2% от общего объема российской розничной торговли. К 2015 году эксперты прогнозируют рост этого показателя до 4,5%. При этом, 87% потребителей ищут в интернете товары с помощью поисковых систем. Более половины всех покупателей (56%) начинают свой поиск в Яндексе и Яндекс.Маркете. Выглядит так, что в обозримом будущем пользователям, нашедшим товар через «Яндекс», вообще не придется уходить на другие сайты. Где нашел, там и купил.
(Обновлено в 17:00) Аркадий Морейнис комментирует новость в своей фейсбуке:
Хочу внести некоторую ясность по комментарию Сергея. В кулуарах никаких секретов не обсуждали, на самом деле. 1. Аукцион, конечно, напрашивается, мы действительно будем его вводить, но сроков пока не называли. «Докручивать» систему будут не раз в полгода, а по мере формирования и разработки продуктов, которые приносят пользователям и магазинам дополнительную ценность. Срок не является целью. 2. Мы запускаем сейчас и в ноябре базовые вещи — заказ на сайте, передача информации в магазин. Для того, чтобы улучшать работу с грузоперевозчиками, нужно знать что улучшать. Для этого нам нужно сначала накопить статистику, понять узкие места и предложить удобное решение. При этом, конечно, мы интернет-компания и предлагаем IT-решения. Задача сейчас сводится к тому, чтобы пользователь из любого города мог заказать любой товар, и заранее знал когда и за сколько денег ему его привезут. С перевозчиками общаемся, опять же, для понимания рынка, о каких-то конкретных договоренностях говорить пока рано. Но если у кого-то есть какие-то предложения по улучшению мира, то будем рады пообщаться. 3. Речь шла про рекомендации аксессуаров и сопутствующих товаров. Магазин уже сейчас может выгружать их в YML и мы планируем показывать их в корзине при заказе пользователю. Скидки у нас давно просят в Одежде, пока думаем как это правильно сделать. Подводных камней здесь очень много и конкретные сроки не определены. 4. Вообще не обсуждались планы Маркета на этот счет, потому что их нет. «Интересны» пользователи Маркета уже, наверное, всем банкам, которые дают онлайн-кредиты, и Сбербанк вряд ли станет исключением. 5. Мы и сейчас подключаем ритейлеров из любой страны, которые соответствуют нашим требованиям. В первую очередь, это локализация на русский язык, возможность оплатить из России и доставка в Россию (Украину, Беларусь, etc). В Гардеробе такие магазины оказались и более востребованы, и им самим более интересна торговля в Россию.