История вопроса
Последние 7 лет «Яндекс» ранжировал сайты по методу машинного обучения «Матрикснет», который опирается на множество факторов (от текстов до поведения пользователей на страницах). Их количество ежегодно растет и сейчас превышает 1500. И чем чаще пользователи пишут в поиске конкретный запрос, тем точнее поисковик выдает ответ.
Пару лет назад для особенно частых запросов «Яндекс» ввел Подсказки – быстрый ответ, позволяющий перейти из поисковой строки сразу на сайт, например, «ВКонтакте» или «Кинопоиск». Таким образом, поисковик регулярно совершенствует ранжирование по популярным фразам.
Однако, по статистике «Яндекса» до 40% запросов составляют уникальные неповторяющиеся фразы. Их, например, вводят дети, которым сложно объяснить, что именно они ищут или взрослые, не имеющие информации для конкретизации запроса. Поскольку такие запросы единичные, у поисковика нет достаточной статистики, чтобы показать релевантные ответы. К примеру, по фразе типа: «Какая музыка играет в фильме, когда появляется убийца» раньше отображалась большое количество сайтов, не дающих конкретный ответ на вопрос. Людям приходилось тратить много времени на просмотр предложенных ресурсов в поисках нужной информации.
Новый алгоритм «Яндекса» заставит SEO-шников работать со смыслами, а не с ключевиками
Птица «Палех»
Для решения проблемы сложных запросов и появился алгоритм «Палех». Он стал очередным этапом развития поиска, потому что никто и никогда раньше не использовал нейронные сети для ранжирования сайтов. «Яндексу» удалось обучить алгоритм распознавать страницы с подходящим содержимым, даже если в запросе и тексте сайта нет ни одного общего слова. Получилось это благодаря методу положительных и отрицательных примеров, для чего поисковик изучил огромное количество страниц отвечающих и не отвечающих запросу и в итоге вывел алгоритм. Теперь на сложные уникальные запросы «Яндекс» дает более точные ответы. Таким образом, «Палех» подтверждает слоган «Найдется все».
Первые дни после «Палеха»
Мы предполагаем, что на данный момент алгоритм повлияет на информационные сайты. Пока рано говорить, как нововведение коснется коммерческих сайтов и SEO в целом. После выхода «Палеха» мы проанализировали позиции наших клиентов в сфере e-commerce и не увидели глобальных изменений.
Пока что алгоритм не повлиял на ресурсы с грамотной структурой и полноценными текстами. К примеру, для одного из клиентов – магазина электроники еще в начале года мы разработали широкую структуру под пользовательский спрос: «Смартфоны для игр», «Водонепроницаемые смартфоны», «Раскладушки», «Телефоны флагманы». На данный момент каких-либо изменений трафика в положительную или отрицательную сторону не зафиксировано.
Как мы вышли из «Минусинска» «Яндекса» за десять месяцев, а потом оказалось, что не вышли
Погода в доме
Если делать прогноз в отношении коммерческих сайтов, то, скорее всего, алгоритм в его текущем виде их не затронет. Пользователи, ищущие товары в «Яндексе», как правило, задают точные запросы, длина которых составляет в среднем 4-6 слов. Таким образом, большинство коммерческих запросов не попадает в категорию низкочастотного «хвоста Палеха».
В то же время это не значит, что ресурсы, продвигавшиеся исключительно за счет ссылок, моментально упадут в выдаче. Возможно, с развитием алгоритма они будут постепенно терять позиции, но говорить об этом пока рано.
Как будет развиваться алгоритм, на данный момент нельзя прогнозировать. Он может как эволюционировать до ранжирования по коротким или коммерческим запросам, так и не затронуть их вовсе.
Спокойствие, только спокойствие
Запуск нового алгоритма может подтолкнуть некоторых оптимизаторов на создание новых страниц под низкочастотные запросы. Однако не стоит предпринимать поспешных действий. Для того, чтобы понять, как «Палех» влияет на сайт нужно подождать минимум 3-4 недели. Только по прошествии времени можно оценить статистику «Яндекс.Метрики» и проанализировать, как изменился трафик и фразы, по которым пользователи приходят на сайт. Кроме того, необходимо разобраться в причинах возможного роста посещаемости и понять, чья это заслуга – регулярной оптимизации или нового алгоритма.
Кстати, ажиотажем вокруг «Палеха» могут воспользоваться недобросовестные SEO-компании, списав снижение трафика на алгоритм, а рост - на собственные заслуги вопреки работе поисковой системы. Поэтому анализировать статистику «Метрики» необходимо особенно тщательно.
Подводя итог, отмечу, что на данный момент причин для паники нет. Исключение составляют SEO-компании, давно закупившие ссылки и ждущие чуда, боюсь, им все-таки придется заняться развитием сайтов. Это касается и клиентов, отдавших ресурсы на откуп агентств и самостоятельно не работавших с ними последние 1-2 года. За то тем, кто на протяжении последних лет работал над качеством сайтов, хуже не будет. Мало того, есть вероятность улучшения позиций: доля уникальных запросов в сутки составляет примерно 30% от общей массы, что в свою очередь, при грамотной оптимизации может привести к росту.
Добавить 4 комментария
Какая всё-таки жесть получается, когда бренд-менеджер подписывается замтехдира.
«Поэтому анализировать статистику «Метрики» необходимо особенно тщательно.»
Где работают недобросовестные SEO, там хозяин сайта порой и не знает, что такое «Метрика».
В каком месте я бренд-менеджер ? Адресом ошиблись.
Согласен.