Американский мобильный оператор AT&T запустил программу Sponsored Data, в рамках которой компании смогут платить за трафик своих пользователей, чтобы этот трафик не учитывался в лимитах пользовательского тарифа.
То есть, проще говоря, если пользователь смотрит видео с Youtube, а Youtube участвует в программе Sponsored Data, то трафик с Youtube не будет оплачиваться пользователем или учитываться в его пакете на передачу данных.
Казалось бы, что может пойти не так?
Однако доткомовские техноблоги в едином порыве бросились критиковать новую инициативу и пугать наступлением конца мобильно-данного света. Конец, по их мнению, наступает сразу по нескольким фронтам:
Во-первых, если операторы будут отделять трафик участников программы от всего остального, то появится как бы два интернета — обычный и особенный. И блогеры опасаются, что операторы начнут ставить приоритет особенного трафика выше обычного (traffic shaping).
Во-вторых, блогеры не без оснований опасаются, что средний потребитель будет коварно и цинично обманут альянсом из контент-провайдера и оператора. Обман заключается в том, что за трафик всё равно заплатит потребитель, только эту плату из прозрачной строчки в тарифном плане оператора перенесут в контент и приложения в виде рекламы. То есть, сперва Youtube заплатит за трафик, а затем увеличит количество рекламы и громкость прероллов еще в 4 раза, чтобы отбить затраты.
В третьих, те компании, которые не будут участвовать в программе, окажутся вне пользовательского внимания, потому что пользователь падок до халявы и при прочих равных всегда выберет то предложение, где за трафик платит спонсор. Таким образом, для компаний вводится барьер в виде pay to play.
Читатели блогов тоже переживают, и сомневаются, что выходец из кабельной компании, возглавляющий FCC, сможет помешать фрагментации интернета. Хотя на кабельных провайдеров, в отличие от мобильных, уже существующий закон о сетевом нейтралитете как раз распространяется.
Что касается России, то, как ранее писал Roem, в августе 2013 на мероприятии SummerFest Apps4All представители «Мегафона» и «Билайн» заявили, что готовы думать о создании и открытии технологий нестандартной тарификации трафика для отдельно взятых приложений. Правда, зная российский операторов, можно было скорее предположить, что трафик для пользователя «отдельных приложений» будет не бесплатным, а в 20 раз дороже обычного. Кроме того, в том же материале упоминается, что «Мегафон» не тарифицирует трафик ivi.ru, но не указана тонкая деталь, что не тарифицируется только трафик абонентов, подключивших спец. услугу за 90 рублей в месяц.
актуально для b2b, с удовольствием включил бы доступ к нашим приложениям в абонплату, ничего не скрывая. Это выгодно всем. Клиент платит меньше, чем платил бы за трафф + не бегает к автоматам qiwi каждый раз. Мы делаем сервис для пользователей и ничего не теряем, разве что увеличивая свою оборотку. Мобильные операторы получают 100% предоплату за траффик на конкретный ресурс.