Первый раз про Workle.ru я услышал ещё в прошлом году от самих создателей: тогда мне довелось быть ведущим секции на i-Comference-2012, где выступал создатель "Воркла" Владимир Горбунов. Проект меня заинтересовал: что, правда, банки готовы брать на удалённую работу человека, которого они не видели? Что, правда, страховые компании могут сотрудничать с людьми, сидящими от них за много километров? А человек из далёкой глубинки, подключившийся к интернету, сможет конкурировать за рабочие места с остальными россиянами исключительно своими способностями, а не местом проживания?
Сервис, который смог бы решить такие задачи, не может не вызвать интереса. И одобрения самых высоких лиц в государстве и вообще не выглядит как развод:
Тёзки Горбунов и Путин на Селигере
Ещё год назад я попросил доступ внутрь Workle, чтобы посмотреть на то, как всё работает, на что мне вежливо было отказано - нет, ещё не всё готово. Нет, вот скоро будет открытая регистрация, и тогда - пожалуйста. Мне хватило паранойи, чтобы ничего не писать про проект, где всё гладко на бумаге, но Workle я запомнил. Тем более то тут, то там в прессе всплывали благожелательные отзывы о сайте. С серьёзными и экспертными отзывами от АСИ, Путина и прочих облечённых властью лиц. Настораживало лишь одно: никто из журналистов, опять, же не видел изнанки сайта.
(На то, чтобы настораживаться при виде странных стартапов у меня были свои причины - в 2009-м году у нас очень странно протекало общение с Анной Чапман, которая в ходе обычной переписки о том, что что-то в тексте про Domdot стоит подправить, что-то усилить, просто внезапно прекратила общение, что было крайне нетипично для людей, заинтересованных в освещении своей деятельности. Позже причины отсутствия интереса Анны к пиару Domdot прояснились. Но у Workle причина скрытности была другой.)
Дело в том, что сайт хотя и называет себя работодателем, даёт только работу. Он не даёт клиентов, предлагая заниматься их поиском самому пользователю. По сути, Workle является интернетизированным аналогом бумажных объявлений "Работа молодым и энергичным, опыт необязателен!". Точно так же, как и расклеенные бумажки, Workle не склонен описывать незарегистрированному пользователю суть работы, обещая лишь высокую зарплату и головокружительные перспективы при полном отсутствии опыта. Ведь на входе работа описывается так:
После регистрации и прохождения обучения, когда пользователь уже бьёт копытом в ожидании клиентов, которых он проведёт через дебри предложений банков и страховых компаний, оказывается, что есть нюанс - клиентов пользователь должен найти сам. Из своих друзей:
В моём случае попытка заработать на друзьях из ВКонтакте, боюсь, имела бы слишком юмористический характер:
Нет, после такого открытия не все пользователи расстаются с Workle - всё-таки обещанный доход в 20-30-50 тысяч рублей манит к себе. Какая-то жизнь на проекте удерживается, что можно легко подтвердить поиском по тому же ВКонтакте. Но иногда MLMщики показывают "Ворклу" гримасы почище, чем смог бы изобразить Олег Попов. Посмотрите на сотрудника дня от 5-го марта - он поднял 9 тысяч рублей на страховке:
А теперь почитайте его блог:
Оказывается, что сотрудник дня раз в год продаёт автостраховку своему папе, обеспечивая себе хорошую скидку, а Workle - неплохую комиссию и легенду о тысячах работающих агентов. Порадуемся за папу с такой самостоятельной дочуркой.
Есть на сайте и спамеры - куда без них:
Но это не так важно: где спамеров не бывает?
Проблема в другом. Не могу сказать, что меня так уж поразила сама по себе бизнес-модель Workle: прикрутить MLMщиков к компаниям, которые не задумывались о таком способе продаж - нелёгкий труд. Собрать их базу и обучить - тоже. При этом и процесс обучения, и сам сайт действительно сделаны на весьма и весьма высоком уровне. Напрягает лишь несколько вещей:
- Отсутствие информации на входе о том, чем пользователю придётся заниматься. Это умолчание слишком похоже на обман.
- То, что сайт попал в резиденты "Сколково". Мне кажется это странным, это всё равно что давать данный статус IT-подразделению компании Amway: ведь там и IT, и работу людям дают! Полезная ведь штука! Давайте и их в Сколково?
- И последнее: очеловечивание процесса продажи достаточно рутинных вещей на самом деле приводит к деинновационности. Вместо того, чтобы разгрузить кучу агентов-балаболов и дать людям сервис по покупке страховок-туров, мы вводим в процесс посредника-человека, который, возможно, мог бы заняться в своей жизни чем-то намного более инновационным. Например, валить лес.
Юрий Синодов, sinodov@roem.ru
Знаком я с этой «Сагаровской» Кристиной. Девочка на 4-ом курсе в универе учится, пытается втиснуться во все щели. В Воркле она и копирайтрер, и сайт юзает, и людей заманивает. Могли бы хоть своих же работников не подставлять в качестве «лучших специалистов», смешно.