Редактор медийных проектов «Яндекс.Дзена» Анастасия Голицына собрала для Inc. примеры монетизации китайских блогов и современные медиа в мессенджерах. В Китае конфликта между медиа и платформами нет: классический веб там, по сути, не успел сформироваться и интернет сразу стал мобильным.
Мобильный веб тоже не выстрелил: его место заняли крупные платформы вроде WeChat, QQ, Toutiao, Youku, Sina Weibo. У сотен миллионов пользователей первым компьютером стал смартфон, а первыми сервисами — мобильные приложения, включая крупнейшие социальные сети и мессенджеры. На чём зарабатывают китайцы. Вкратце:
- Реклама;
- Платный контент (китайцы стали покупать контент, но все еще неохотно);
- Продажа членства в паблик-аккаунтах (члены получают приоритетный доступ к контенту, эксклюзивы и т.п.);
- Субсидирование платформами вроде Toutiao, Tencent, Baidu;
- Электронная коммерция (прямые продажи через публичные аккаунты);
- Производные услуги (заработок на лекциях, семинарах и т.п.).
Те, кого у нас называют блогерами, в Китае называются WeMedia. Бум WeMedia может выйти за границы Китая, причем и при помощи китайских компаний, предполагает Голицина.
P. S. Внутри медиа-платформы «Яндекс.Дзен» теоретически тоже можно зарабатывать на своём контенте. Платформа разрешает рекламу и готова премировать (о полноценном содержании речь пока не идёт) интересные для себя издания внутри «Дзена».