Социальная сеть "В контакте", которая стала настоящим открытием Рунета в этом году, достигнув показателей просмотров страниц, сравнимых с самыми главными "кнопками рунета", постоянно испытывает давление со стороны отечественных интернет-профессионалов и не очень умных пользователей.
Если вторые обвиняют создателей "В контакте" во всех смертных грехах, намекая на огромные деньги, вложенные в проект и руку "кровавого путинского режима", стоящего за ним и собирающего персональные данные ничего не подозревающих пользователей, то упреки первых хотя и несколько более разнообразны, но в своей повторяемости столь же унылы, как вопли начинающего вебмастера на профессиональном форуме.
Практически в любой компактной тусовке время от времени появляются персонажи, которые рассказывают его обитателям историю, разворачивающуюся по следующему сценарию: пользователь, размазывая слезы и сопли по лицу, рассказывает, как он в поте лица выложил на свою домашнюю страничку написанный им уникальный контент, после чего кто-то его взял и скопировал этот контент свою домашней страничке. После возгласа "Доколе!" нуба обычно провожают молчанием или циничным высказыванием, в духе "Сколько ты уже заработал, сынок?".
На самом же деле, если абстрагироваться от вопроса плохо или хорошо что-то делать (а никто не сомневается, что выпускник филфака должен уметь абстрагироваться от чего угодно) и дать ответ на вопрос "Как быстро сделать удобный и популярный сайт для студентов?", зачастую иного ответа, в том случае, если такой сайт уже существует, будет "взять за основу то-то и то-то".
Провести грань, где кончается "честное" подражание и начинается наглое копирование, практически невозможно. Вот, например, "Молоток.ру": вот ведь гады, какие, взяли и стырили правильную идею онлайнового-аукциона у eBay. Да даже и скопировать нормально не смогли, долгое время работал как уродец какой-то - потому, наверное, и затеяли перевод на новую платформу.
Беда не в том, что "бизнес это не состязание на оригинальность", как говорила Анна Артамонова, директор Mail.ru по маркетингу и PR, в одном из данных ею интервью. Это еще и попытка изобрести такое "колесо", которое окажется одновременно простым и популярным в своей нише.
В 2001 году австралийскому юристу Джону Кео удалось запатентовать колесо. Сделал он это, чтобы показать недостатки патентной системы в Австралии (Би-Би-Си)
Во время запуска "В контакте" в Рунете уже существовал ряд крупных социальных сервисов. Это, во-первых, "Одноклассники". Во-вторых, "Мой круг", купленный впоследствии "Яндексом", планировались к запуску и другие клоны Myspace.com, Facebook.com и прочих.
В данной ситуации, пытаться разработать "новый дизайн спиц", для позаимствованного колеса, ни у кого не было ни времени, ни желания - в первую очередь хотелось сделать все побыстрее. Да, стырили иконки и прочее. Да, стырили прочие элементы дизайна: расчет был только на одно, что победителей никто не осудит.
На данный же момент видно, что "В контакте", если и не по технологической и дизайнерской мысли, то по маркетингу, обходит прочие социальные сервисы, которые зачастую копируют его шаги по продвижению себя в Рунете. Отсюда и пренебрежение собственным дизайном - ресурс делали не дизайнеры или программисты, а именно маркетологи.
И если Facebook.com - современное колесо, то эти маркетологи все правильно сделали.
Провести грань, где кончается «честное» подражание и начинается наглое копирование, практически невозможно. Юр, может, ее и не всегда можно теоретически провести, но на практике она всегда видна. Честное подражание — это МойКруг по отношению к LinkedIn. Когда у людей своя башка на плечах есть, они даже копируя, все равно начинают делать что-то свое, устраивает это в соответствии со своим видением. И не кричат при этом в интервью о том, что они такие молодцы потому, что не боятся запускать уникальные проекты. «В контакте», если и не по технологической и дизайнерской мысли, то по маркетингу, обходит прочие социальные сервисы, которые зачастую копируют его шаги по продвижению себя в Рунете. Это какие именно шаги? Ну и присоединяюсь к предыдущему оратору, да.