Вячеслав Семенчук, CEO и сооснователь проектов MyApps и LifePay, по своим словам, выиграл более 30 стартап-конкурсов за свою предпринимательскую карьеру. Стартап-сообщество сомневалось — а есть ли какой-то толк от такой массовой победы на конкурсах? Или это бизнес-модель такая — поднимать свою оценку за счет многочисленных призов? Со временем MyApps оброс клиентами, LifePay за полтора года подключил 15 тысяч юрлиц, а Семенчук перешел на темную сторону силы — и спустя два года уже сам судит, менторит и инвестирует молодые проекты. А еще — активно критикует российские конкурсы. Специально для Roem.ru Семенчук объяснил — чем, на его взгляд, плохи конкурсы вообще, а российские в частности.
Почему конкурсы вредны
Самое дорогое, что есть у стартапа — его время. Тратить его на что-то кроме самого проекта — грешно. А если вы всерьез хотите победить в конкурсе, то вам нужно серьезно готовиться — делать презентацию, тренироваться, узнавать кто судьи, что они любят, за какие проекты голосуют. Это большой объем работы и времени, который вы могли бы потратить на проект.
Выигрыш в конкурсе не означает признание и востребованность у потребителей. Иногда возникает подмена понятий — и вы можете сами себя обмануть, считая, что раз вы победили в конкурсе — значит, делаете продукт, который нужен потребителям. И в те моменты, когда его не покупают, вы говорите себе: «Ничего, нужно немного доработать, ведь мы победили в конкурсе, и профессиональные судьи рассмотрели нашу будущую итерацию», а на самом деле идея никуда не годится!
Разработка для конкурса — частая ошибка проектов, когда цикл разработки изменяется из-за того, что нужно добить к конкурсу. Важные для бизнеса вещи откладываются, а доделываются рюшечки, которые могут помочь лишь победить в конкурсе, но не несут реальной пользы для проекта.
Зачем вообще стартапу конкурсы
Какой толк стартапу от того, что он победит или поучаствует в конкурсах? Есть все-таки в них плюсы?
1. Конкурсы дают PR — это очевидно. Участие в конкурсе — это возможность засветиться перед журналистами, познакомиться с ними в кулуарах, дать интервью. А если вы еще и победили в конкурсе, особенно большом конкурсе, то упоминание в СМИ, которым нужны подобные инфоповоды — гарантировано.
2. На конкурсах есть шанс выиграть денежные призы, технику.
3. Часто проекты используют конкурсы как доказательство того, что предприниматель делает все правильно и идет в верном направлении. На начальном этапе, особенно для ребят, которые запускают первый старатап, такая мотивация через валидацию их проекта очень важна и может помочь бежать быстрее.
4. Часто конкурсы используют просто ради тусовки. Поболтать с единомышленниками, найти разработчиков, партнеров. Есть даже класс людей, которые ходят на конкурсы выпить и поесть — у них есть специальный календарь, расшаренный на определенный круг людей, где указаны адреса, время и как попасть на мероприятия.
5. Утопичная, но иногда все-таки реальная возможность найти инвестора. Представители многих фондов ходят на конкурсы, особенно большие, и есть вероятность, что ваша гениальная идея покажется им привлекательной.
6. Конкурсы реально дают возможность получить экспертную оценку от людей из отрасли. Появился класс людей, которые хотят помогать стартапам и дают им оценку.
7. Хорошая метрика для презентации. Если ваш проект на начальной стадии, то метрика «победа в конкурсе» может быть начальной точкой отсчета и внимания к проекту для тех же инвесторов. Главное здесь — не переусердствовать.
8. Лично я использовал конкурсы для одного тайного свойства, который я открыл после того, как принес первую выигранную статуэтку в офис. Когда разработчики пишут код месяцами, а у вашего проекта есть пользователи, но их еще мало, и вы почти не спите и фигачите, не получая реального фидбека от рынка, то эта статуэтка становится неким флагом, лучом света для ваших партнёров, сотрудников. Она говорит о том, что вы с ними все делаете правильно. Они начинают работать еще на 10% эффективнее, чем в обычном режиме. Не стоит думать, что метод даст 300% прироста, если вы выиграете 30 конкурсов, но прирост в 30% вполне реален. Вдумайтесь, вы быстрее на треть!
Почему конкурсы в России вредны вдвойне
1. Непонятные бюджеты. На многих конкурсах в России разыгрывают деньги и ценные призы. К сожалению,на организацию мероприятий (особенно государственных) тратятся огромные средства, а самый большой приз — один миллион рублей (и тот, как правило, делят на три первых места). Для сравнения, на западе организация конкурса — относительно бюджетная, зато призы — дороже и они позволяют проекту сделать хороший рывок. Участвовать в российских конкурсах ради финансовой выгоды — бредово, и может стать небольшим подспорьем разве что для проектов на ранних стадиях.
2. Непонятные судьи. Часто победу проектов определяют люди с непонятным бэкграундом. Что это за человек? Почему он здесь сидит? Понимает он хоть что-то в стартапах и тех нишах, где эти стартапы работают? Может он дать осмысленную оценку или пришел поторговать лицом? Ответы часто не в пользу «экспертов».
3. Непонятные метрики. Конкурсы редко внятно афишируют, по каким критериям судят. Выручка, стадия, интересность идеи? К сожалению, как судья я все чаще слышу на конкурсах: «Ой, давайте дадим первое место этому проекту, им это поможет, а вот этому не дадим, так как у них все хорошо!» Это, черт возьми, конкурсы и должны побеждать лучшие, а не те, кому нужна помощь. Или не называйте «это» конкурсом, а честно признайте «выбором проектов для благотворительной помощи».
4. Непонятные правила подачи заявок. В одном конкурсе бывают разные номинации с разными критериями и регулярно организаторы не могут четко объяснить, для кого предназначен тот или иной раздел. В результате, в некоторых категориях скапливается много мусора.
5. Неструктурированная информация об участниках не позволяет судьям на системной основе рассмотреть проекты на потоке. Из-за этого анализ участников становится сложнее, а главное — непродуктивно растет время работы судей с проектами.
6. Самое важное — судьям иногда дают очень мало времени для оценки стартапов. Не хватает времени, чтобы отсмотреть проекты качественно.
Характерный пример: когда я был судьей в крупном федеральном конкурсе, за последние два дня я отсмотрел 120 (!!!) проектов. Я почти не спал эти два дня, так как днем работал, а ночью разбирал стартапы. На финальной сессии было 750 проектов и выбрать из них лучшие 50 для вывода в финал было нереально. Каждый судья отсмотрел не более 150 проектов и выделить что-то из этой массы было просто невозможно. В результате, отбор последних проектов проходил следующим образом: мы бегали глазами по таблице и выискивали знакомые названия, периодически выкрикивая «Ооо, я знаю этот проект / приходил за инвестициями / я про него читал / видел статью / попадался мне на оценке / прикольный / я им пользовался». И на основе этого выкрика остальные судьи уже в реальном времени смотрели, что это за проект.
Зачем делают такие конкурсы
Конкурсы устраиваются из разных побуждений, но все их можно сгруппировать в несколько больших и понятных направлений:
1. Распил денег. К сожалению, это так. Выделили денег — нужно провести активность — вручить кому-то миллион, а еще десять положить в карман.
2. Отчитаться за активность. Без распила — деньги выделили, деньги потратили. Конкурс прошел. Люди довольны. Заказчики довольны. Value не очевиден.
3. Заработать деньги на спонсорах. Как можно больше людей, экспертов. Это ужасно, на самом деле, как часто в конкурсах побеждают либо спонсоры, либо дружественные спонсорам проекты. В некоторых конкурсах есть даже «публично-тайный прайс-лист» на победу.
4. Показать себя экспертом через собственный конкурс, рейтинг стартапов.
5. Сделать конкурс, чтобы победить самому, помочь победить друзьям или дружественным проектам.
6. Просто ради «фана»
7. Социальная функция улучшения инвестклимата
8. Устроить себе воронку для поиска объектов для финансирования
В зависимости от того, в какой конкурс вы попадаете — вы и получите соответствующий эффект. К сожалению, негативных впечатлений много больше, чем позитивных. Участвовать в конкурсах или нет — решать, конечно, вам. Но перед тем, как тратить время ответьте себе на вопрос: «Зачем?!»
Вячеслав Семенчук, CEO MyApps, CEO LifePay
Roem.ru спросил у Дмитрия Калаева, директора акселерационных и образовательных программ ФРИИ, что он думает по поводу конкурсов.
Поддерживаю аллергию к конкурсам у Славы Семенчука. Я давно стал настороженно относиться к стартапам-конкрусантам. Например, среди инвесторов «притчей во языцех» есть несколько имен и названий стартапов, которые собрали все, что только можно, но так и не сделали ни одной попытки продать продукт.
Если у тебя есть время на участие в куче конкурсов, значит, ты недостаточно уделяешь внимания развитию бизнеса. Надо делать бизнес, а не ходить по конкурсам! Получить правильный PR или встречу с инвестором можно и нужно не за счет конкурса.
Пример настораживающих иконостасов побед в конкурсах можно посмотреть у этих ребят.
Одновременно хочу отдать конкурсам должное. На определенной стадии развития стартапа может иметь смысл один раз за стартап-карьеру принять участие в одном из топ-конкурсов. В такие я бы записал WebReady, Startup Village, «Стартап Года». Но не во всех сразу, достаточно только в одном — инвесторы и PR-тусовка там одинаковая. И никогда не тратьте время на конкурсы типа «Инновации и устойчивое развитие Северного Зауралья»
Зачем могут быть полезны конкурсы:
1. Вместо похода по всем инвесторам ногами один раз засветиться на конкурсе и собрать все контакты. Но не стройте иллюзий — ходить ногами все равно потом придется, но контакт будет уже легче.
2. Мотивировать команду для сверхусилий, когда почувствовали, что запал начинает ослабевать.Чего точно не стоит ждать от конкурсов:
1. Что инвестор будет руководствоваться вашей победой в конкурсе для принятия инвестиционного решения.
2. Что оценка вашего стартапа вырастет из-за победы в конкурсе. Может вырасти, но не из-за победы, а если получите несколько инвестпредложений.
----
От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на editor@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.
Добавить 9 комментариев
Большой привет Российской Венчурной Компании с ее проваленным конкурсом Generation Эсс :(
Во многом согласен. На практике, впрочем, ввиду большого числа конкурсов, стартапу оказывается в плане PR разумно просто тупо подавать документы на участие во всем подряд. При этом по факту никаких бюджетов и значительного времени на конкурсы не тратить — как следствие — не выигрывать, но отмечаться в списке участников и «попадать в воронки» (если такая цель стоит).
Рассматривали возможность поучаствовать в одном из конкурсов, но на это просто не было времени. Когда времени вагон, то его нужно чем то заполнять.Вот студенты и занимаются этим.
А еще можно ходить на конкурсы со своим ноутом, обклеенным всякой рекламой, да, Вячеслав?
Да станислав это также модель.
Статья ориентирована только на e-commerce проекты из Москвы Почему: 1) в Москве концентрация конкурсов-инкубаторов-акселераторов превышает допустимую — в регионах пустота 2) для e-commerce ничего лучше контекста не работает, а инвестор будет смотреть на cpa 3) медицина, биотех, радиоэлектроника — для них разве есть что-то, кроме GenS? Еще несколько забытых плюсов конкурсов: 1) нетворкинг не в смысле связей, в как форма получения знаний единицы обедают каждый день в баре НьюЙорк и видят вокруг себя десятки успешных предпринимателей, которым можно не просто задать вопрос, а получить ответ 2) набор евангелистов проекта — встретиться, воодушевить, побудить пользоваться и другим советовать 3) участие в конкурсе не требует денежных вложений (да, я в курсе, что время стоит денег. но для бесплатного времени есть евангелисты). Если не заработал еще ни рубля на другой маркетинговый канал — участвуй Эффективность конкурса нужно оценивать как PR инструмент — по охвату, количеству контактов, качеству и глубине контакта и перепостам И в этом плане Премия Рунета даст гораздо больший эффект, чем целый год ведения группы «а давайте вместе сделаем жизнь лучше благодаря …», и дальше описание конкурентного преимущества вашего продукта Ведь в группе еще писать надо, а вы пробовали писать, что получили такую Премию? кому-то не понравилось?
Я в конкурсе не участвовал, но решением http://bporus.ru/solutions/foreign/ воспользовался.
Премия Рунета, это такая же билитристика. Есть якорный проект и он по-любому победит. Но участие в любом случае оправдано. Как минимум заявить о себе бесплатно никому не помешает!
Я здесь запустил сбор средств на Boomstartere на выпуск книги автор бизнеса — где целая глава посвященая как раз конкурсам! Кому интересно — поддерживайте: https://boomstarter.ru/projects/semenchuk/kniga_avtor_biznesa_izdatelstvo_mann-ivanov-ferber