Движки для разработки игр становятся бесплатными в борьбе за игроделов

В начале весны усилилась конкуренция среди компаний–разработчиков популярных игровых движков. Сразу четыре компании сделали (или анонсировали, что сделают) свои свежие обновления бесплатными:

  • 3 марта Unreal сообщил на своем сайте, что движок Unreal Engine 4 (UE4), популярный у гейм-девелоперов, разрабатывающих крупнобюджетные игры, становится бесплатным . Ранее Unreal требовал $19 ежемесячно. Unreal пообещал вернуть нынешним подписчикам платежи за последний месяц, а тем, кто когда-либо прежде уже платил за подписку UE4 компания подарит $30 на счет Unreal Engine Marketplace.
  • 3 марта Unity рассказала, что ее обновленный бесплатный движок Unity 5 вышел из статуса беты и доступен для всех. В новой версии помимо прочего появилась система аналитики и система для сборки проекта в облаке.
  • 3 марта Valve анонсировал на Game Developers Conference 2015 выход нового игрового движка Source 2, который также станет бесплатен для разработчиков, сообщил Polygon.com. Первая версия Source вышла в июне 2004 году с запуском Counter-Strike: Source. На оригинальном движке от Valve также вышли Half-Life 2 and the Left 4 Dead.
  • 2 марта Corona объявила о том, что ее движок для разработки кроссплатформенных мобильных приложений Corona SDK также становится полностью бесплатен. Ранее были доступны несколько платных версий движка (Basic и Pro) и бесплатная, но ограниченная функционально Corona Starter. Теперь все три версии объединены под общим именем — Corona SDK. Версии Corona Enterprise, CoronaCards iOS и CoronaCards Android останутся платными продуктами, уточняется на сайте разработчика.

Roem.ru поинтересовался у крупной игровой студии, небольшой команды и инди-девелопера, как может повлиять на индустрию такая высокая конкурентная борьба за внимание разработчиков.

Руководитель IT-Territory, крупной студии-разработчика игр, входящей в Mail.Ru Group, Василий Магурян рассказал, что не считает, что произойдут какие-то значительные изменения в расстановке сил на рынке и ожидать увеличения популярности одного из конкурирующих продуктов не стоит.

Произошедшие изменения «могут повлиять, но не кардинально, так как Unreal более сложен в разработке по сравнению с Unity, хотя у него и есть очень интересные возможности», рассуждает Магурян. Сложившаяся шумиха «связана с возросшей конкуренцией на рынке движков для производства игр, не более того», предположил он.

В самой IT-Territory при разработке игр сейчас используют Unity.

Разработчик игр и сооснователь небольшой игровой студии SUCH GAMES MUCH WOW Сергей Копов поделился с  Roem.ru своими соображениями о том, что происходит на игровом рынке и откуда растут ноги у такого количества новостей на B2B поле:

Почему сейчас наблюдается такая активность на игровом B2B-поле?

Игровой рынок продолжает расти год от года. Развиваются открытые площадки цифровой дистрибуции (Apple App Store, Google Play, Steam и другие), снижается роль ретейла. Xbox и Play Station начали открывать платформу для небольших студий. Бум краудфандинга. Все это снижает порог входа и привлекает все новые и новые силы в индустрию. Это вызывает увеличение конкуренции не только в B2C, но и в B2B секторе.

Что изменится в расстановке сил на рынке B2B после того, как UE4 стал бесплатен, а Unity5 вышла из беты?

Изначально оба движка фокусировались на разных целевых аудиториях. Сейчас игроки стараются увеличить свою долю рынка, а значит начинают конкурировать уже на смежной территории. Я считаю, что пока картина глобально не изменилась. В перспективе же, скорее всего, мы увидим двух сильных конкурентов, что, очевидно, пойдет рынку на пользу.

Как это повлияет на инди, на небольших игроделов и на студии, которые делают крупнобюджетные игры?

Начинающие разработчики, скорее всего, выберут Unity, для обучения он значительно проще. Часть небольших студий станут рассматривать Unreal Engine, как его альтернативу. Крупные же студии вряд ли изменят своим предпочтениям. Для них выбор движка определяется скорее тем, с каким инструментарием уже привыкла работать их команда, и что может предложить рынок труда.

Какие у этих движков принципиальные отличия и требования к оплате?

Unreal Engine изначально сложный и дорогой движок для PC и консолей. Есть мнение, что это оптимальный выбор для разработки ААА-шутера. Unity я бы назвал универсальным движком, цель которого изначально была в простоте освоения и универсальности. Соответственно, ранее он значительно проигрывал по уровню графики. Сейчас же Unreal Engine расширил количество поддерживаемых платформ и стремится стать более доступным, а Unity догнала его по качеству выдаваемой картинки. То, что исходный код Unreal Engine открыт, важно для больших компаний, так как они могут допилить его под свои нужды. Однако, в отличии от Unity, его использование подразумевает отчисление 5% от дохода, что может отпугнуть многих разработчиков. Гораздо спокойнее использовать бесплатную версию Unity, а когда наступит потребность, единовременно заплатить небольшую сумму по меркам общего бюджета.

Разработчик игровой студии AbsolutSoft Дмитрий Гарькавенко, который самостоятельно делает в свободное время инди–игру на Unity и ведет блог о процессе разработки, рассказал Roem.ru, чего он ожидает от вышеозначенных анонсов:

Отказ Unreal Engine от подписки и выход Unity 5 из беты с планом «Personal Edition» (бесплатная версия) — два события в сфере игростроения которые, в принципе, уравновешивают друг друга. Похоже, что перекос в одну или другую сторону не случится и обе компании останутся при своей аудитории: на Unity так и не будет появляться ААА проектов, а количество инди и мобилок на UE сильно не вырастет.

Если движения в сторону одного из движков и не произошло (пока судить рано), то общее поступательное движение индустрии остается. В пятой версии Unity предоставила много удобных инструментов, которые сильно упрощают жизнь разработчика, позволяя сосредоточится именно на игре. Думаю, благодаря стараниям Unity, мы увидим больше средних и малых проектов. Улучшится качество, сократятся сроки разработки.

Те кто будет разрабатывать ААА на UE, так и будут отчислять свой процент, отмена подписки — шаг в сторону расширения сообщества и привлечения инди и малых студий.

Мне очень понравилась фраза с конференции: «We are your porting team» — что это вообще означает? Инди-разработчики теперь не одиноки, они разрабатывают свою игру в составе крупной команды, которая трудится вместе с тобой, но всегда остается в тени.

***

Игровой рынок в мире уверенно продолжает расти год к году, а на рынок мобильных игр в России кризис практически не оказал влияния, что отмечали участники недавней игровой конференции Winter Nights 2015, прошедшей в Санкт–Петербурге. Эксперты Mail.Ru Group и NewZoo подсчитали, что рынок мобильных игр в России за период с 2010 по 2013 годы вырос в 9 раз, сообщал CNews. Среднегодовые темпы роста мирового рынка игр составят 8,1% за 2013-2017 годы, писала Российская Газета со ссылкой на данные, предоставленные NewZoo.