Музыкант Prince (его опять зовут Prince, а не "артист, ранее известный как Принц"?) показал отличный трюк. История с запуском Apple Music, казалось, уже завершилась и отжать с неё нечего. Ан, нет!
Напомню: незадолго перед запуском Apple Music независимые исполнители не отдавали свою музыку Apple, так как Apple не собиралась им платить за неё. Корпорацию "припугнула" Тейлор Свифт, пообещав, что и её треков в сервисе не будет. После письма Свифт Apple Music тут же согласилась заплатить музыкантам.
Старший вице-президент компании Apple по программному обеспечению Эдди Кью:
https://twitter.com/cue/status/612824947342229504
https://twitter.com/cue/status/612824775220555776
Спорными были выплаты музыкантам за 3 "пробных" месяца, бесплатных у новых слушателей Apple Music. После обращения Тейлор Свифт, Apple хотя и платит, но лишь половину нормальных "роялти". Сегодня это даёт основания скептикам считать, что письмо звезды было кампанией по убеждению издателей отдать музыку подешевле, а не кампанией по убеждению Apple заплатить хоть что-нибудь.
Apple Music запустился 30 июня — в целом записей хватило, зияющих дыр в каталоге у нового сервиса нет. Более того, в сервисе есть даже скептичные по отношению к стримингу AC/DC. Это один из известных ансамблей, что никогда не позволял воспроизводить себя в потоковых сервисах. Среди музыки популярной в мировом масштабе таких исполнителей меньше дюжины.
К сожалению для Apple, ещё до запуска Music, AC/DC появился у всех конкурентов, включая нашу Яндекс.Музыку, а в Deezer даже сейчас, 4 июля, работает со стилизованным под AC/DC логотипом и поддерживает маленький спецпроект о группе.
Публикации, предварявшие запуск Apple Music, перечисляли 8 известных музыкантов или коллективов в числе тех, кто, вероятно, не отдаст записи в стриминг: AC/DC, The Beatles, Bob Seger, Garth Brooks, Tool, Tom Yorke и часть каталога Radiohead. Восьмым был Prince. У правообладателей The Beatles и Tool отношение однозначное — их музыки в стриминге быть не должно (AC/DC 3 года назад были ещё более скептичны и не продавали даже файлы через iTunes).
Подход Prince более гибкий, его файлы продавались в iTunes, а записи были стримингах, хотя доходы от последнего могут быть низкими даже у звёзд.
Джефф Бэрроу из Portishead благодарит свой лейбл Universal и интернет-сервисы за 1700 фунтов заработанные ансамблем на 34 миллионах прослушиваний (прим.: в этом случае Бэрроу благодарит старый проект Apple, iTunes Radio):
https://twitter.com/jetfury/status/587744520403607552
Дополнительное чтение: даже для тех музыкантов, кто, в теории, готов ринуться в стриминг — не всё однозначно. David Touve, старший преподаватель Виргинского университета (и основатель одного из первых стримингов в мире) в цифрах объяснял, как можно делить доходы от стриминга и какие разные цифры на чеках получатся в итоге.
Prince давно относится к интернету с пониманием. Правда и правила присутствия на оффлайновом музыкальном рынке, принятые мейджор-лейблами, он понимает не хуже.
Так в 2007 Принц вложил диск с новым альбомом не в сеть, не на полки магазинов, а в свежий выпуск английской бумажной газеты Mail on Sunday. После чего сделал британский "тур" полностью нарушающий законы традиционного шоу-бизнеса. Музыкант сыграл 21 концерт подряд на одной-единственной лондонской O2 Arena. Были проданы все билеты на все выступления, доход составил 22 миллиона долларов. Что особенно приятно — музыкант сам контролирует права на свою музыку, поэтому откусить большую часть от его "пирога" было просто некому.
Интересно, что нынешний глава Spotify Даниэль Эк в 2007 если и был кому-то известен, то исключительно, как CEO программы µTorrent, удобной для скачивания "пиратских" релизов. Больших стримингов, в сегодняшнем их понимании, ещё не существовало. Принц говорил тогда: "мы зарабатывали онлайн до начала эры пиратства, но не сейчас".
В 2010 Принц повторил трюк 2007 года в партнёрстве с газетами Daily Mirror и Daily Record. На рынке уже был Spotify Даниэля Эка, однако музыкант своего мнения не менял. Принц говорил: "Это как золотая лихорадка. Или угон автомобиля. Там нет никаких границ", "Сейчас никто не делает деньги, кроме сотовых операторов, Google и Apple".
За пару недель перед запуском Apple Music оказалось, что музыканты-скептики воспринимают новый сервис вовсе не рядовым игроком, с их привычными рисками и ничтожной денежной отдачей. Музыканты (а скорее правообладатели, так как у большинства исполнителей прав на свою музыку нет) понимают, что экосистема Apple держит своих пользователей в интегрированном "пузыре".
Стриминг Apple, расположенный в одном нажатии от магазина файлов iTunes, приведёт к прекращению продаж файлов. Небольшие доходы от Apple Music (одно прослушивание стоит ускользающе мало) ничем не компенсируют смерть прямых продаж в iTunes.
Apple Music встал на миллионы смартфонов с очередным обновлением операционной системы iOS. Сервис подключил к стримингу всех владельцев iPhone, включая и тех кто никаким стримингом не пользовался никогда. Первые 3 месяца новая аудитория гарантированно не платит, демо-период бесплатен. Необходимости покупать через iTunes файлы в ближайший квартал у слушателей нет. Сам Apple готов платить музыкантам только половину обычных для стриминга роялти. При этом, как выяснилось в начале 2015, "бесплатный" музыкальный маркетинг Apple необычайно клейкий и уйти на 3 месяца в Apple Music могут слишком многие.
Хуже того. Основной конкурент Apple, Spotify, присутствующий на всех платформах включая экзотические, а не только на iPhone, тоже открыл у себя пробный доступ на 3 месяца. Таким образом, даже тот, кто не ушёл в Apple Music, сможет на целый квартал приклеиться к Spotify.
Принц отреагировал и логично, и технично. Музыкант не сдал за "полцены" свои записи в Apple Music. Помимо этого артист попросил убрать его записи и из Spotify, тоже, вдруг, заигравшего в "3 месяца бесплатно".
Страничка Принца в Spotify: "Издатель попросил все стриминговые сервисы убрать его каталог. Мы выполнили просьбу и надеемся на скорейшее возвращение его музыки"
Spotify несколько преувеличивает число адресатов получивших обращение. В действительности, собственная звукозаписывающая компания Принца NPG Records сняла записи со страниц лидера рынка — Spotify. Плюс, сомнительная на ближайшие 3 месяца для музыкантов Apple Music, записей Принца просто не получила.
Записи Принца остались во всех маленьких сервисах, таких как неудачный Tidal, Deezer, не исключая отечественные Яндекс.Музыку и Zvooq.
Трюк Принца не остался без внимания даже в деловых изданиях Forbes и CNN Money. Помимо них удаление осветили: The New York Times, Newsweek, The Guardian, TIME, BBC. Иными словами — пишут все, даже Roem.ru.
В итоге файлы Принца можно купить в iTunes, можно без труда послушать в стриминге, пресса бурлит и подогревает интерес аудитории, но у парочки сервисов, заигравшихся в "бесплатность", записей нет.
Музыкальный момент — на всех площадках лежит старый полный каталог Принца. А в самом незначительном, на фоне многомиллиардных компаний, сервисе SoundCloud 3 дня лежит самый свежий и эксклюзивный трек музыканта.
Prince показывает c SoundCloud-а свою мощно стоящую лиловую гитару офисам Apple Music и Spotify:
Эксклюзив SoundCloud, песня "Hardrocklover" в целом — не про звукозапись, она "про это". Но в её первых стоках проговаривается следующее:
There's nothing for the record
And nothing to condemn
It's in between this waking life
And REM
Метафорически текст похож на обращение к мейджор-лейблам и двум стриминговым площадкам, его можно перевести следующим образом:
Здесь нечего подписывать,
не за что осуждать,
это между нынешним течением жизни
и REM
Необходимое пояснение — рок-группа R.E.M. вошла в историю, как обладатель рекордного, на момент подписания, контракта с мейджор-лейблом. Правда R.E.M. больше не существует, остались только принадлежащие Warner записи в Apple Music и Spotify. Пользу от этого размещения для бывших участников R.E.M. можно приблизительно понять из твита Джеффа Бэрроу, тоже не последнего музыканта, выше в тексте.
***
P. S. Принц умеет будоражить смежные с музыкой области. В активе: вышеописанная раздача дисков с газетой и феноменально успешный 21 концерт в Лондоне (суммарное число слушателей марафона составляет заметный процент от числа жителей всей столицы). Самые необычные гитары, среди которых одну из наиболее известных сделал Юрий Шишков, работающий в мастерских Fender американский гитарный мастер российского происхождения. Этот инструмент Принц после очередного тура продал на благотворительном аукционе за $100 тысяч.
Можно вспомнить, что известная наклейка на компакт дисках "Parental Advisory Explicit Lyrics" появилась в индустрии 1 ноября 1985 года лишь после того, как Типпер Гор купила пластинку Принца "Purple Rain" и немедленно встала в деловитую стойку. Наиболее подробно этот важный сюжет из истории звукозаписи описал Фрэнк Заппа в своей книжке.
Типпер Гор — это жена, впоследствии нобелевского лауреата, вице-президента США Альберта Гора. В индустрии он известен и лично, как соавтор американского закона о налоге с чистых аудиокассет. "A la Михалков", только на 30 лет раньше.
В 2015 году у Принца дошли руки будоражить бизнес потоковой музыки.
***
Дополнительное чтение: Стив Альбини, музыкальный продюсер, лидер группы Shellac и автор эпохального эссе «Проблема с музыкой» (The Problem with Music), опубликованного в 1993 году, в своем выступлении на конференции в Мельбурне говорил о преимуществах Интернета, завершении эпохи крупных звукозаписывающих компаний, законе об авторском праве и «лиловом карлике в штанах с открытой задницей».
Стив Альбини о внушающем оптимизм состоянии музыкальной индустрии — полная версия → Roem.ru
Добавить 6 комментариев
лучший заголовок месяца
Отлично придумал.
А поясните, кто в теме — Apple Music позволяет создавать произвольные playlists? Иначе как-то совсем непонятно, почему она убьет продажи в iTunes, казалось бы, должно произойти ровно обратное.
Да, плейлисты составлять можно, хотя Apple по умолчанию их немного спрятала.
О том, что продажи в ближайшие месяцы упадут говорили инди-лейблы в июне 2015 года. Издатели думали, что раз записи можно послушать и без покупки — покупка не нужна.
По поводу приведенной в статье выдержки из lyrics.. переводчику 2 балла. По контексту понятно, что REM — это никакая не группа, а то, что и должно это значить — Rapid-eye movement. Исправив еще кривое «Между нынешним течением жизни» — перевод будет звучать как:
«Это между этой жизнью наяву
И REM (быстрым движением глаз в глубоком сне)»
Как вы знаете R.E.M. называются R.E.M. от сокращения «rapid eye movement»:
The band settled on «R.E.M.» (which stands for the stage of sleep called rapid eye movement), which Stipe selected at random from a dictionary.
Соответственно, что считать смыслом куплета и что им не считать — каждый слушатель и автор выбирает сам.