Платежная система QIWI на днях объявила о введении c 17 июня ограничений на операции для неидентифицированных пользователей Visa Qiwi Wallet (тех, что не подтвердили свою личность системе с помощью паспорта) до 100 тыс рублей в месяц и до 15 тыс рублей за одну транзакцию. Для идентификации пользователям необходимо лично обратиться в один из 64 салонов "Интерком" в Москве и Подмосковье.
В соответствии с указанными изменениями предоплаченные карты перестают существовать как отдельный вид права требования их держателей к кредитной организации. Такой вид банковской карты будет использоваться только в качестве электронного средства платежа, обеспечивающего возможность формирования, подтверждения и передачи распоряжений в отношении осуществления перевода электронных денежных средств и возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем кредитной организации–эмитенту денежных средств, учитываемых такой кредитной организацией на остатках электронных денежных средств.
Принятые поправки не меняют нашу схему взаимодействия по возвратам. В данном месте в законе, действительно, присутствует недосказанность, но наша позиция заключается в том, что закон запрещает зачисления от юрлиц, но не возвраты и отмены ранее сделанных платежей. Насколько нам известно, в самом Центробанке к возврату платежей относятся как к отмене первоначальных транзакций (что важно - на счет, с которого была проведена транзакция).
Для систем электронных денег вступление в силу новой редакции положения 266-п ничего не меняет. Поправки просто приравнивают электронные предоплаченные карты к электронным кошелькам. Всплеск внимания к этой теме сейчас связан с теми компаниями, чьи кошельки существуют на предоплаченных картах. Мы и еще несколько операторов электронных денег в этой реальности уже давно работаем.
Правило обязательной идентификации появилось еще в 2001 году, сразу после вступления в силу закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (№115-ФЗ). Для электронных денег это требование было еще раз зафиксировано в законе "О национальной платежной системе" (№161-ФЗ, вступил в силу в 2011 году)
Похоже, что до сих пор рядовые пользователи кошельков QIWI спокойно существовали в рамках лимитов, а сама QIWI не спешила оповещать 11 млн своих пользователей о возможности идентификации только потому, что такой возможности практически не было. Лишь сейчас, в июне 2013-го, недавно вышедшая на IPO компания на главной странице сервиса объявила, что статус привязанного к конкретной личности кошелька позволяет приподнять лимиты на операции и избежать "блокировки операций до конца месяца" за попытки их превышения. При этом на данный момент доступ к процедуре идентификации физически исчерпывается партнерской сетью "Интеркома" и не работает для пользователей за пределами Московской области. Компания обещает уже скоро исправить эту ситуацию:
Мы заинтересованы в предоставлении своим пользователям всех необходимых возможностей для осуществления удобных расчетов. В ближайшее время завершится интеграция с рядом систем, таких как СПСР-Экспресс и Contact, которые будут осуществлять в своих офисах по всей территории России необходимые процедуры по идентификации пользователей Visa QIWI Wallet. Также предусмотрена возможность курьерской доставки документов на идентификацию по Москве и в регионы России.
Впрочем, и для уже отстроивших партнерскую сеть по авторизации плательщиков "Яндекс.Денег", и для озаботившегося этой проблемой только сейчас QIWI предпочтительнее были бы более гибкие правила игры. В компании Яндекс.Деньги обобщают ситуацию так:
Всем нам было бы полезно, чтобы государство разрешило упрощение идентификации для электронных денег. Этого, например, от имени всех игроков добивается Ассоциация "Электронные деньги". Сильный прорыв произойдет, когда государство разрешит упрощение идентификации по двум важным пунктам. Во-первых, если не будет против удаленной идентификации (из любой точки мира – через видеозвонок, например). А во-вторых, позволит делать переносы идентификации по факту привязки банковской карты: если пользователь уже показал какому-то банку свой паспорт, банк выдал этому пользователю карту, а тот потом привязал ее к электронному кошельку – то в дальнейшем идентификацию можно проводить по банковской карте. Пока эти способы не разрешены, нам приходится расширять идентификацию за счет оффлайновых возможностей наших партнеров.
Самый массовый канал идентификации в Яндекс.Деньгах сейчас проходит через офисы банков-участников платежной системы CONTACT (это десятки тысяч точек по всей России). Кроме того, мы делали разовые или постоянные идентификации с разными банковскими партнерами (постоянная идентификация работает с банком “Открытие”, разовые проводим с Альфа-Банком). Еще мы запустили онлайн-идентификацию на базе кредитных историй агентства Equifax. К сожалению, ни один из этих способов нельзя считать идеально удобным.
А почему месячный лимит ограничен 100,000 рублей, если в соответствии со 161-ФЗ ограничение в месяц для не идентифицированного клиента составляет 40,000 рублей? То есть, либо соблюдать законодательство полностью, либо не соблюдать вовсе… а в чем смысл приблизиться к лимитам, но все равно не соблюдать закон?