Сервис коллективных скидок Groupon раскрыл свои финансовые показатели в преддверии IPO. В частности стало известно, что в 2010-ом году чистые убытки компании составили 413 миллионов долларов. Выручка составила 713 миллионов, но расходы на маркетинг, администрирование составили 469 миллионов.
Еще около двухсот миллионов долларов пошло на поглощения. Так в России Groupon приобрел контроль над своим дико-прибыльным клоном - Darberry. Бизнес за пределами США принес компании в 2010-ом году 37.2% выручки, что составляет 265 миллионов.
Менеджмент Groupon сообщает, что развитие и рост компании являлись и являются приоритетными над прибылью. Но они все-таки надеются на момент в будущем, когда расходы на маркетинг станут снижаться и дадут шанс росту прибыли.
У компании насчитывается 83 миллиона e-mail подписчиков, и в прошедшем году было продано 30 миллионов купонов. В компании 7000 сотрудников.
Недавно компания запустила новую функцию «Groupon Now!». На основании географического положения пользователя, мобильное приложение предлагает на выбор высокодуховные виды активности, такие как «Что-нибудь съесть», «Развлечься», «Пошопиться». И затем показывает соответствующие скидки, отсортированные по расстоянию от пользователя. Владельцам бизнеса это должно позволить оживить торговлю в неактивные часы путем установки скидок.
Гео-сервис конкурирует с аналогами от Foursquare и Google Offers. «Гугл», кстати, пытался, неудачно, купить Groupon около года назад, но Groupon не пошел на сделку. А вот лицам, аффилированным с Digital Sky Technologies, чуть раньше удалось инвестировать в Groupon сто миллионов долларов США. После завершения процедуры IPO, совмещенной с конвертацией и дополнительным выпуском бумаг, можно будет посчитать ROI для DST.
Проблем у Групона немало. Но еще больше проблем, порождаемых самим Групоном. Некоторые из них заметны сразу, некоторые только на отдельных рынках, некоторые будут заметны попозже; главное другое — проблемы эти не сиюминутные и скорее всего скажутся на всем рынке. Вот одна из проблем. В России, в отличие от США, никогда не было традиции собирать скидочные купоны, зато за последние годы успела образоваться целая армия халявщиков. Чем халявщик отличается от человека, вырезающего из журналов скидочные купоны? НЕСЛУЧАЙНОСТЬЮ! Например, приходит к Групону какой-нибудь ресторан «АБЦ», ему обещают приток новых клиентов, которые, если им понравится, станут приходить в ресторан снова и снова, рассказывать о нем друзьям; компания соглашается — но вместо 100 случайных людей к ней приходит сотня халявщиков, которая вчера ходила в ресторан «ББК», завтра пойдет в ресторан «ДДТ», послезавтра еще куда-нибудь. Думаете, превалирование халявщиков среди пользователей Групона — это проблема только России? Тяга к халяве — общечеловеческое качество. В период отсутствия интернета скидочные купоны в абсолютном большинстве случаев попадали в руки случайных (!) людей. Такие люди действительно могли сходить в новое для них заведение, а после — продолжить ходить в него уже без купонов, рекомендовать друзьям. Купон могли подарить другу, если он не подходил. Теперь же, благодаря Групону, скидочные купоны кратчайшим путем попадают в руки халявщиков. Конечно, Групон привлекает и случайных людей — но практически сразу делает из них рядовых халявщиков (списки «следящих за скидками» — основа сервиса). И это, повторюсь, далеко не единственная проблема Групона.