По итогам 2022 года общий объем экспортных продаж российских софтверных компаний снизился на 12–17%, до $8,4 млрд, подсчитали в ассоциации «Руссофт». Ее представители объясняют снижение тем, что разработчики программного обеспечения были вынуждены покинуть европейский и американский рынки из-за санкций. С такой оценкой ситуации соглашаются в «СерчИнформ»: европейский и американский рынки для российских софтверных компаний и раньше были непростыми для продаж, а за прошлый год интерес к ним со стороны российских компаний еще больше остыл, утверждает гендиректор компании Сергей Ожегов.
Топ-менеджер одного из крупных игроков рынка уточнил, что по крайней мере часть европейских контрагентов продолжает проявлять интерес к покупке российского софта, несмотря на санкции: «Я не буду называть компании и категории этого ПО, но могу сказать, что ряд российских разработчиков уже учредили за рубежом формально не связанные с ними структуры и продолжают поставки своих решений». Однако в основном софтверные компании перенастраивают каналы экспорта, отмечают в «Руссофте». Прежде всего речь идет об усилении роли СНГ, Южной и Восточной Азии, Ближнего Востока. «Южная и Восточная Азия привлекает огромностью национальных рынков. Самыми крупными в этом макрорегионе являются рынки Индии и Китая. Интерес к рынкам Африки, а также Южной и Центральной Америки также растет, но шансы значительно увеличить там продажи за короткий срок невелики», — говорит глава «Руссофта» Валентин Макаров.