Суд отклонил требования музыкального издателя Warner к ВКонтакте, сообщила сама соцсеть. Накануне ВК сообщила, что закрыто дело начатое по требованию Universal Music. Летом 2015 мировое соглашение, возможно, было заключено между агентством лицензирующим музыку в интересах Mail.ru Group (владеет ВКонтакте) и Sony Music (сейчас ВК подтверждает урегулирование проблем с Sony, но говорит, что успеха добилась "наша компания"). Таким образом, по мнению ВК, 3 главных музыкальных издателя-мейджора сегодня не преследуют ВКонтакте за отдельные "пиратские" материалы в соцсети.
Легализация музыки в ВКонтакте по китайской "модели Baidu", когда лейблы прощают "пиратов" и берут их в партнёры — теперь выглядит реалистичнее, чем ранее. ВКонтакте неоднократно заявлял о будущем выпуске нового музыкального приложения, но без договоров с Warner, Universal Music, Sony Music развивать его сложно.
Суды ВК с издателями длились годами. Издатели боролись против "пиратского" распространения музыки нескольких не самых важных исполнителей. В каталогах мейджеров миллионы записей, среди них крупнейшие российские и мировые "звёзды", но их имена в исковых заявлениях не звучали. Каждый из издателей претендовал лишь на небольшую компенсацию. Перечисленные издатели не обращались в Мосгорсуд, а подавали иски в Санкт-Петербурге. Мосгорсуд — это уполномоченный и специализированный в области "пиратства" российский орган власти. Решения Мосгорсуда приводят доказанные пиратские сайты к "вечной" блокировке у российских провайдеров. Механизм вечной блокировки сайтов за "пиратское" использование музыки вступил в действие 1 мая 2015 года. В этот момент у ВК не было никаких мировых соглашений ни с кем из списка: Warner, Universal Music, Sony Music. Получается, что любой из трёх мейджоров, при необходимости, мог бы добиваться блокировки ВКонтакте у российских провайдеров. Иски издателей могли содержать громкие имена популярных музыкантов. Крупные суммы компенсаций можно было бы вменять собственнику ВКонтакте — Mail.ru Group, которая торгуется на бирже в Лондоне, а не самой соцсети в Санкт-Петербурге. Однако мейджоры не воспользовались возможностью эффективного нападения на ВК или его собственника и предпочли символическое давление, которое закончилось сегодня.
Из истории работы Warner, Universal Music и Sony Music в Китае известно, что мейджеры боятся уничтожать музыку на ключевых национальных платформах, даже если эти сервисы заведомо "пиратские", но при этом крупные.
Исчезновение музыки у миллионов слушателей обозначает, что музыка лейблов будет реже мелькать перед глазами, её будут хуже знать, но не обязательно "больше покупать". До 2011 года в Китае важнейшим "пиратским" ресурсом была Baidu (тогда сайт, например, обслуживал 80% поисковых запросов страны). Портал объединял сотни миллионов человек и, одновременно, с 2008 года, судился с мейджерами по вопросам систематического нарушения авторских прав. В 2010 Baidu выиграл суды, а в 2011 лицензировал у издателей музыку. С этого момента партнёры разделили рекламные доходы от тех страниц Baidu, где пользователи скачивают музыку или слушают её онлайн.
Юзеры ВКонтакте и корейцы стали главными конкурентами Spotify
В декабре 2015 года Baidu слушали 150 миллионов человек ежемесячно. У сервиса есть подписная VIP-часть — с высококачественным звуком, игрушками типа "эквалайзера" и без рекламы. VIP-подписка стоит 110 рублей в месяц (в пересчёте из юаней по курсу) — популярность VIP-услуги неизвестна. Лицензирование записей позволяет Baidu, "как минимум", торговаться на американской NASDAQ, без риска получить миллиардные иски за нарушения авторских прав. Прямой экономической выгоды из лицензирования музыки у Baidu скорее нет. До начала партнёрства с мейджерами все доходы от "пиратской" музыки оставались внутри Baidu. Легализация "пиратских" записей приводит к тому, что часть выручки нужно отдать правообладателю, но размер рынка или аудитории от заключения договоров не вырастет.
Запуск легального сервиса на базе универсального гиганта, такого как Baidu в Китае (как ВКонтакте в России) иногда меняет положение работающих рядом специализированных "белых" музыкальных сервисов. Так легальная Google-музыка в Китае, после легализации музыки на Baidu, смогла прожить лишь год и закрылась. В России крупным "белым" сервисом следует считать Яндекс.Музыку.
Сам ВКонтакте пока считает конкурентом только Яндекс. В начале 2015 года ВК отключила Яндекс.Музыку от API соцсети. При этом приложение на платформе такого музыкального сервиса, как Deezer, с той же функцией "копирования" записей из ВК в Deezer, настолько малоизвестно, что никакого беспокойства у ВКонтакте оно не вызывает и продолжает работать.
"Яндекс" конвертирует в слушателей тех, кто ищет что-нибудь в поиске, а это около половины Рунета. Положение Яндекс.Музыки в России намного лучше, чем положение Google в Китае 2012 года (Baidu не остался в одиночестве, на рынке есть Xiami (не путать с Xiaomi), входящий в портфель конкурентов из Alibaba и другие).
Из первых новостей о завершении судов (тогда с Sony) стало известно, что музыкальный издатель договаривается с агентством лицензирующим музыку в интересах всей Mail.ru Group, а не только с ВКонтакте. Таким образом "легальная музыка" в ВК c точки зрения пользователей будет ровно та же, что есть сегодня. Самому ВКонтакте лицензирование пока обещает лишь расходы на выплаты правообладателям. Однако Mail.ru Group в целом сможет вписать дополнительный пункт в проспект для инвесторов. После лицензирования записей, холдинг будет владеть "одним из крупнейших музыкальных сервисов мира". У ВКонтакте больше пользователей, чем в Spotify и заведомо больше, чем в музыкальном сервисе у другой многопрофильной компании Рунета — у "Яндекса".