На страницах "Секрета фирмы" основатель "Островка" Сергей Фаге рассказал венчурному инвестору Максиму Шеховцову о жизни одного из самых "богатых" российских стартапов. Проект собрал около $40 млн. На "Островок" заходят около 1,3 млн человек ежемесячно, по итогам 2013 года компания рассчитывает выйти на оборот $100 млн. Недоброжелатели называют компанию "пузырём" и предрекают крах, ссылаясь при этом на опыт TravelRent, TravelMenu, Travolver и Flatora - и на судьбу самого "Островка" (в июне компания сократила треть из 200 работавших сотрудников). Фаге поясняет:
Когда быстро растешь, всегда хочется сделать что-то новое — подключить отель, запустить новый продукт. Но нужно отдавать себе отчет: чем меньше ты делаешь проектов одновременно, тем лучше контролируешь каждый. Когда сокращается количество людей в компании, ты становишься более эффективным. Это было совместное с инвесторами решение. Мы привлекли больше всех инвестиций на этом рынке только потому, что работаем лучше других.
— И что вы делаете лучше других?
— Мы зарабатываем деньги с каждой транзакции. На привлечение одного клиента уходит менее $30, а зарабатываем мы с каждого более $30. При этом свыше 50% бронирований происходит органически — это не покупной трафик. Не хочу в детали влезать.
— Почему операционный убыток?
— Потому что мы работаем на долгосрочную перспективу. Главное — мы хотим, чтобы была правильная динамика: прибыль с транзакции растет, количество транзакций растет, издержки не увеличиваются. Если есть такая картина, можно привлечь сколько угодно денег.
— Представители одной интернет-компании урезали бюджет на контекстную рекламу и направили большую часть денег на ТВ-рекламу. Несколько миллионов долларов потратили за год на развитие, и больше половины ушло на "телек". Очень довольны результатом. Вы тоже начали рекламироваться на ТВ?
— Первые ролики появились в этом году. Пока это эксперимент — мы посмотрим, какие результаты получим, и, возможно, будем продолжать. Вот первые результаты по узнаваемости брэнда в Москве и Питере: нас знают 21%, Booking.com — 40%, у всех остальных не более 7%.
— Как вы собираетесь потеснить Booking.com?
— Нам не обязательно никого теснить. Сейчас у нас 5-10% рынка. Если через четыре года будет 20%, то капитализация компании превысит $1 млрд.
— Случались конфликты с акционерами?
— Разногласия, конечно, случаются. Важный момент — мы с Кириллом сохранили контроль над нашим бизнесом. Когда инвестор получает контрольный пакет, это убивает идею стартапа на корню.
— в России сильные программисты. Но почему, по твоему мнению, пока так мало российских компаний становятся глобальными игроками?
— Мое субъективное мнение, что людям не достает амбиций. Многие предприниматели, особенно в интернет-сегменте, хотят быстро заработать и купить себе Lamborghini. В Кремниевой долине атмосфера другая. Когда сидишь за столом и играешь в покер с основателями Airbnb, Dropbox и у всех за столом уже есть компания на миллиард долларов, то строить бизнес на $100 млн как-то глупо и неинтересно.
Источник: "Ъ Секрет Фирмы"
@artemkv В прочем, Фаге действительно оооочень выделяется на фоне всего российского пиара и менеджмента какой-то, я бы сказал, беззлобностью и открытостью. Причем, это не выглядит совсем уж напускным, и под открытостью я не имею виду готовность на любой вопрос вываливать один и тот же булшит, как некоторые делают. То есть, может быть, когда все вокруг такие беззлобные, позитивные и открытые — то от этого будет тошнить. Но в России это просто глоток свежего воздуха. Интересно, этому в стэндфорской бизнесс-школе учат? спасибо, прямо очень приятно это слышать :) в стэнфордской бизнес-школе этому конечно не учат, но просто ты пропитываешься позитивом окружающей среды: (1) каждую неделю приходят очень крутые люди из индустрии вроде Брина/Пейджа/Цукерберга/Маска. никто из них не выебывается на майбахах с мигалками, и они постоянно транслируют «все могут сделать так, как сделали мы; мы талантливые но довольно обыкновенные люди.» (2) приходят недавние выпускники которые построили очень интересные компании, делятся опытом, мотивируют. становится понятно что за пару лет можно сделать очень многое. (3) одноклассники исключительно талантливые. из моих 3х лучших друзей один ведущий growth hacker в мире который продал свою компанию (friend.ly) Facebook и сейчас руководит их международным ростом (а в свободное время вошел в 20 топ-марафонистов в США). второй создал цепочку продуктовых магазинов в Индии и довел с нуля до 100+ точек (fresh@). третий рулил одним из самых больших энергетических проектов в Таджикистане. все до 30 лет. короче, зачем думать о жизни негативно, радоваться чужим проблемам, завидовать чужим успехам, когда вокруг такое ощущение постоянного прогресса, постоянного движения по экспоненте вверх, постоянного примера что даже если ты что-то зафейлишь, все равно можно будет начать снова, поэтому дерзай? жизнь одна и нужно тратить ее на достижение чего-то значимого, а не жалоб на окружающий мир или раздумий о рисках. если каким-то чудом Островок зафейлится (а он не зафейлится :))) то я просто отряхнусь и сделаю что-то новое. я кстати был сначала абсолютно шокирован негативом и цинизмом который встретил в России. сейчас меня это уже не парит, но я все равно считаю что вот эта культура пессимизма является одним из ключевых барьеров к развитию страны. Русским нужно понять что цинизм не есть мудрость, а оптимизм не есть наивность.