Этой зимой «Рейтинг Рунета» и CMS Magazine провели опрос клиентов веб-студий чтобы выяснить их ожидания, возможности и потребности. В исследовании принимало участие более 250 представителей крупных компаний, малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, обращавшихся в студии в течение 2015 года за разработкой сайта. Ниже — результаты и выводы данного исследования, а также комментарии веб-разработчиков.
Веб-студии так и не научились считать предварительные бюджеты
Лишь у 42,6% респондентов итоговый бюджет совпал с предварительным. 46,8% респондентов потратили больше, чем рассчитывалось изначально, при этом почти 15% посчитали разницу существенной.
Если сравнить эти результаты с данными, полученными четыре года назад, можно увидеть, что за этот период ситуация не улучшилась. В 2012 году предварительный бюджет совпадал с фактическим даже немного чаще: в 44,1% случаев.
Учитывая, что разброс между запланированным и конечным бюджетами является одной из основных причин недовольства клиентов, остается лишь пожелать веб-студиям считать точнее, чтобы не терять заказчиков и не усугублять ситуацию с дебиторскими задолженностями в кризис. Артем Соколов, директор по маркетингу InSales.ru, объясняет, как этого добиться:
«К сожалению, в данной ситуации решения всего два и они достаточно просты. Во-первых, это подробное техническое задание, в которое скрупулезно вносятся все самые критичные и тонкие моменты. Если ТЗ согласовывать не позволяют ресурсы или лень – можно изначально рассчитать коэффициент, на который нужно увеличить стоимость проекта при предварительном подсчете, если встречается сложный клиент или проблемная задача».
Как правило, причиной несостыковки предварительного и итогового бюджета являются регрессии и излишние согласования. Завертайлов Владимир, генеральный директор студии «Сибирикс», советует, что делать, если в не уложились смету:
«За согласованные бюджеты (в контракте) при неизменных требованиях выходить нельзя ни в коем случае. Выход за границы вилки можно обосновать только показав, что с первоначальными требованиями мы уложились в смету, а дополнительные требования требуют отдельных денег (это должно быть явно разнесено в смете). Но и это не гарантия, что не будет конфликта. Адекватный клиент не будет спорить с принципом „дополнительные функции стоят дополнительных денег“, но попробует проскользнуть между принципами („ну вы же профессионалы, вы же должны были сразу подумать“, „ну мы же сразу так хотели“, „почему вы сразу этого не предусмотрели, когда мы с вами разговаривали в первый раз“ и т.п.). Это можно отбить только обоснованием адекватного ценообразования, формированием верных ожиданий. И то, при условии, что изменившаяся цена по карману клиенту при том уровне комфорта, который вы обеспечиваете.
Для формирования ценовых ожиданий мы еженедельно актуализируем сметы на этапах аналитики, если с клиентом работаем первый раз и он к нам еще не привык. Это дает нам возможность показать, из-за каких дополнительных требований росла цена. Но даже такая прозрачность — это не гарантия, что изменения в смете будут своевременно прочитаны и поняты тем специалистом клиента, который отвечает за финансы».
Столичные веб-студии теряют местных клиентов
Почти половина опрашиваемых обращались в прошлом году за разработкой сайта в студии из других городов. Причем подавляющая часть из тех, кто выбрал этот вариант ответа, представляют компании из Москвы и Санкт-Петербурга.
Особенно это заметно для заказчиков порталов и сервисов. Почти три четверти данной категории клиентов готовы обращаться к иногородним подрядчикам.
Все чаще клиенты готовы идти на эксперименты для удаленного общения и совместной работы над проектом. Понятно, что одной из самых весомых причин этого является желание сэкономить. Если так, то в ближайшее время эта тенденция усилится еще больше.
Для Нины Калаус, возглавляющей веб-студию Магвай (студия более семи лет сотрудничает с заказчиками из других регионов), результаты опроса были очевидны:
«Действительно, в то время, когда кругом множество экономических рисков и идет сокращение рекламных бюджетов, следует ожидать, что количество заказчиков, готовых сотрудничать с иногородними студиями увеличится. Уже сейчас многие менеджеры и пиарщики со стороны клиентов готовы пожертвовать личными встречами ради приемлемой цены. С другой стороны, в связи с появлением у нас лоукостеров в сфере авиаперевозок, студиям из регионов стало проще лично общаться со своими заказчиками. Расходы на поездки не существенны, поэтому даже если их включать в бюджет проекта, цены региональных разработчиков все равно останутся значительно меньше столичных.
Программисты, специалисты, которые не просто разворачивают готовое решение, а именно те, которые могут решить любую сложную задачу, которая ставится перед ними – это ограниченный и очень редкий ресурс. За них бьются работодатели, предлагая все бо́льшие и бо́льшие зарплаты, не только в России, но и даже за границей. Если есть команда, которая стабильно работает и решает сложные задачи – то это ключевое преимущество, потому что хоть студий и много, но сложнофункциональные продукты и высоконагруженные проекты делает очень ограниченное количество компаний. А если эти компании находятся в регионах и предлагают отличное качество при относительно низкой (региональной цене) – то таким компаниям цены нет!»
Заказчики сайтов не готовы к повышению цен на разработку
Ответы на вопрос «На что готовы клиенты веб-студий в 2016 году с учетом финансового кризиса?» в целом были довольно предсказуемы. 44,1% респондентов готовы платить за сайты только по ценам прошлого года. 26,5% теоретически готовы заплатить и больше, но ненамного — +10% к старым ценам. На повышение стоимости услуг на веб-разработку свыше 10% готово менее 6% опрашиваемых. Справедливости ради отметим, что 23,5% респондентов заявили, что готовы к любому повышению цен, главное – уверенность в подрядчике и результатах.
Также отметим, что многие клиенты уже в 2015 году почувствовали на себе влияние негативных экономических факторов. Важные цифры:
- 27,9% опрашиваемых сообщили, что уже в 2015 году отказались от глобальных планов и заказывали только самые необходимые улучшения;
- 23,5% стараются уже сейчас проводить часть работ силами своих сотрудников;
- 13,2% добились у веб-студии рассрочки/скидки или планируют это сделать;
- 3% были вынуждены сменить подрядчика на более «дешевого».
Алексей Шишкин, генеральный директор студии Redsoft считает, что в целом ситуация для студий сложилась благоприятная:
«Стратегии компаний (заказчиков) в кризис кардинально меняются. Наиболее эффективные работают над расширением и повышением эффективности бизнеса и им мы должны предлагать разработку новых проектов, оптимизацию процессов и аналитику. Богатые и большие компании, но не эффективные (например, государственные) немного режут объем работ. Основная масса SMB-компаний, которые выжили за прошлый год, пришли к тому, что «надо что-то делать». В целом, проекты пока запускаются, так как есть понимание, что потом денег на них может и не остаться. Конечно, есть те, кто свернули финансирование полностью, но в целом для студий ситуация кажется благоприятной, если не случится очередного пожара в стране».
Описанные выше тенденции подтолкнули студии к поиску зарубежных заказчиков. Текущие цены российских веб-разработчиков в нынешних экономических условиях выглядят для многих европейских заказчиков весьма привлекательно, даже не смотря на конкуренцию из Китая и Индии.
Добавить 14 комментариев
1. Веб-студии так и не научились считать предварительные бюджеты.
2. Коммунисты так и не научились строить коммунизм.
3. Шаманы так и не научились вызывать дождь.
Ну так учитесь, чо уж там.
а я заказчик, я согласовываю тз и обсуждаю максимальное возможное количество деталей, но мне дико не нравится в ситуации
а) Разбираться в чужом коде никто не будет
б) Исходя из пункта а, любая мелочь, типа «изменить шрифт», добавить иконку или фичу, на которую я бы сам потратил 20мин выливается в серьезные деньги.
Так что разработка проекта — 1700$, доработки на 20% от сделанного вылились в +1950$.
А что делать? безысходность, раз уже начал бросать нельзя, приходится работать до конца и самое плохое, что студии это понимают, фактически соглашаясь на любую цену, главное затащить клиента.
Это называется «на базаре два дурака — покупатель и продавец». Сейчас на дворе кризис, денег меньше, чем желающих их получить, пользуйтесь этим, продавливайте более вольготные условия.
> на которую я бы сам потратил 20мин
И во сколько сейчас оцениваются 20 минут по замене иконки по версии заказчиков? В долларах желательно. Чисто статистический интерес :)
Поэтому облачные CMS, где половина всего уже готово и набирают популярность — платформа позволяет студии неплохо сэкономить на этапе программирования и уложиться в сроки, увеличить реализацию :-)
Чем облачные CMS в этом отношении отличаются от необлачных CMS? Я уже не говорю про такую фигню, что в необлачной CMS заказчик может понацеплять любых кастомных плагинов, тогда как в облачной он сидит в уютной клеточке, ходит строем вместе со всеми и не дергается…
фрилансерами в 6$
Облачные сервисы покрывают массовый сегмент, когда нужен просто сайт с контактами или типовой интернет-магазин т.е. это абсолютно нишевый продукт, который удешевляет и ускоряет получение типового сайта клиентом. С точки зрения разработчика работающего на рынке «массмаркет» это путь для существенного снижения себестоимости и как следствие удешевление проекта для клиента.
Однако, если речь идет о нестандартных решениях, глубоком внедрении интернет-проекта в бизнес-процессы заказчика, их полной (?) или частичной автоматизации, сложной интеграции с внутренними системами, то в данном случае банально нет альтернативы заказной разработке с соответствующими бюджетами.
Владимир, в готовой облачной платформе можно запустить проект дешевле.
А по поводу коробки и облака сравнение: вы можете поднять свой почтовый сервер, досконально настроить и обслуживать его, но GMail и аналоги удобнее в большинстве случаев.
Облачные сервисы не заменяют традиционную разработку, но дополняют ее.
Само собой, есть сильно нестандартные решения, где нужна собственная логика и это работа для веб-программистов.
Но я против изобретения велосипедов. Вместо долгой разработки необычного интернет-магазина, лучше быстро запустить обычный (привычный), а сэкономленные деньги вложить в контент и рекламу.
А уж как хороши такие решения для проверки гипотез. ;-)
Так о том и речь
>фрилансерами в 6 $
Могло быть хуже :)
Единственное факт что после фрилансера не появится ещё 10 правок. Ещё нужно посчитать время на поиск.
Вооот, я же говорила, что могло быть хуже, чем 6 баксов за 20 минут :D