Дмитрий Алексеев, основатель сети магазинов DNS, в своём аккаунте пишет о радикальных отличиях Озона и Wildberries:
Ozon был создан с изначальной идеей скопировать Amazon, надуться и продаться. У него не было своей бизнес-модели, были постоянные попытки разными способами надуть оборот и продаться инвесторам. В принципе, не исключено, что в этих попытках и родится бизнес-модель, но ей сложно конкурировать с незатейливой идеей торговать рубль за 80 копеек. Но в идее продаться инвесторам, Ozon преуспел и сделал это даже не один раз.
А c WB всё не так:
Компания родилась из реальной проблемы, которая стоит перед миллионами женщин, которые, оказавшись в декрете, испытывают потребность в новом гардеробе, подгузниках, пелёнках и ещё куче новых покупок. Одновременно с этим, привычный ритм жизни меняется: он теперь строится вокруг ребёнка, и по ТЦ с рынками особо не походишь. В начале 2000-х эту нишу в какой-то мере закрывала каталожная торговля. Когда ребёнок ненадолго засыпал, мама могла хоть на минутку прилечь и полистать каталог типа Otto. Не будем забывать, что это не просто покупки, но ещё и определённая психотерапия. Уход в мир шопинга, отвлечение от рутины.
И вот тут Татьяна Бакальчук оказалась просто гениальным маркетологом. Причём в правильном смысле этого слова, когда речь не про бантики или рекламу, а про глубинное понимание потребности клиента и того, за что именно он готов заплатить, что ему реально нужно. Татьяна буквально на кончиках пальцев чувствует своего клиента. Клиент не знает, что он хочет, он о многом даже не догадывается, а Татьяна знает. Если добавить к этому энергию, настойчивость, организованность, умение и желание экспериментировать, то вот он портрет гениального предпринимателя — Татьяны Бакальчук. Но и это не всё: мало чувствовать клиента, нужно знать и понимать отрасль, в которой работаешь. И тут у Татьяны тоже всё замечательно: она прекрасно разобралась в том, как это работает.
Давайте не забывать и о везении и факторе момента. Середина 2000-х — это удивительный потребительский бум в России и приход массового интернета в дома россиян. Так и родилась первая бизнес-модель WB: старая каталожная торговля, но в новой интернет-обёртке. И я уверен, что почти с первого момента WB был прибыльным. Ведь он построен не на том, что вещи в нём были просто дешевле. Клиент платил за сервис, за погружение в сладостный мир шопинга, когда в другой руке у тебя спит ребёнок.
Но для создания великого Wildberries маркетингового гения Татьяны было мало, и ей повезло ещё раз. У неё был муж Владислав — IT-шник, предприниматель, человек системный, здравый и знающий бизнес. Он увидел потенциал в начинаниях жены и превратил маркетинговый взгляд Татьяны в машину системного бизнеса WB.
Так родился гениальный предприниматель Татьяна и Влад Бакальчук. Я настаиваю на том, что предпринимателем является именно их союз.